История Белоруссии как независимого государства начинается
с 1991 года, когда был провозглашен ее суверенитет после
распада СССР. Старый мир был разрушен, а новый
только-только начинал созидаться. Так совпало, и вряд ли
это было случайностью, что именно в 1991 году было начато
строительство храмового комплекса в память жертв
Чернобыльской катастрофы.
Еще лежали в руинах многие храмы, еще
только предстояло восстанавливать утраченное за годы
атеизма и безверия, но в 1991 году в Белоруссии уже
задумали возвести совершенно новый уникальный центр
Православия и собор, который по замыслу должен был
стать вторым кафедральным храмом Минска.
Это был очень важный и символичный шаг, показывающий, что
Православие не только восстанавливает утраченное, но и
идет вперед, оставаясь современным и близким ментальности
белорусов вероисповеданием.
Минск к концу прошлого столетия очень вырос – всего
за полвека его население увеличилось практически в пять
раз. Двухмиллионная белорусская столица испытывала острый
дефицит православных культовых сооружений. Однако очень
важно было построить такой комплекс, который служил бы
белорусам утешением в той огромной беде, которая накрыла
республику после аварии на Чернобыльской АЭС. Ведь на
юго-востоке Белоруссии было отселено множество деревень,
люди покидали веками освоенные территории, могилы своих
предков. А сколько их уходило из жизни, тяжело болело!
Ликвидаторы – те, кто в самые трудные дни боролся с
радиационной угрозой, – не щадя жизни и здоровья
противостояли неожиданно пришедшему на белорусскую землю
злу. Для многих Церковь в это непростое время стала
утешением и надеждой. Ликвидаторы переезжали в Минск, на
минских кладбищах появлялись их могилы, люди шли в церкви
и ставили там поминальные свечи.
И нет ничего удивительного в том, что начало строительства
храмового комплекса в память о жертвах Чернобыльской
катастрофы в Минске, на улице Притыцкого, стало важным
событием для всей Белоруссии.
Архитектурно храмовый комплекс во многом повторяет
древнейший в Белоруссии Спасо-Евфросиниевский монастырь,
считающийся со времен древнерусского Полоцкого княжества
историческим и духовным центром Православия на белорусских
землях. И это должно было свидетельствовать об
исторической и духовной преемственности, о неразрывной
связи веков. Минск, столица современной Белоруссии, словно
бы принимал духовную эстафету у стольного древнего
Полоцка, как в свое время сам Полоцк перенес на эти земли
духовные и архитектурные традиции Византии и Киева, когда
был возведен полоцкий Софийский собор.
И уже построенная церковь во имя
преподобной Евфросинии Полоцкой, и пока еще не
завершенный (осталось выполнить внешнюю и внутреннюю
отделку) собор в честь иконы Божией Матери «Всех
скорбящих Радость» выполнены в византийском стиле
(современные искусствоведы именуют его
псевдовизантийским, чтобы отличать от византийского
исторического), увенчаны полусферическими куполами,
хорошо знакомыми нам по константинопольскому Софийскому
собору и древним церквям Герции, Сербии и Болгарии.
Правда, заметны и отличия: в обоих минских храмах окна
и проемы – удлиненной формы, словно вытянутые
вверх бойницы. Такое архитектурное решение делает храмы
в большей степени устремленными ввысь, вертикально
ориентированными. Видимо, само время вносит коррективы
в храмовую архитектуру. И это особенно важно в больших
городах, где огромные здания обступают церкви и соборы
со всех сторон, и храмы зрительно теряются в городских
джунглях. Удлиннение окон и проемов, особенно на
барабанах под куполами, позволяет зрительно увеличить
высоту храмов.
Построенная церковь Евфросинии Полоцкой своими пропорциями
напоминает древнюю полоцкую Евфросиниевскую церковь,
особенно если сравнивать не с тем, как она выглядит
сейчас, а с тем, какой она была во времена Полоцкого
княжества. А стоящий рядом собор иконы Божией Матери
«Всех скорбящих Радость» повторяет своими
очертаниями полоцкий Кресто-Воздвиженский собор. Вот
только окна полоцких храмов имеют заметно меньшую высоту,
чем их современные реплики в Минске.
И старые храмы в Полоцке, и новые в Минске располагаются
поблизости, создавая в обоих случаях единый ансамбль.
Сходство храмового комплекса с монастырем усиливает и
брама-звонница, ведущая на его территорию.
Безусловно, новый храмовый комплекс не является точным
повторением или копией древнего монастыря. Да такая задача
и не стояла перед современными архитекторами, однако им
важно было подчеркнуть уже во внешних формах эту
неразрывность традиции, духовную связь поколений, чтимую
всем белорусским народом.
Чин освящения закладного камня будущего собора в честь
иконы «Всех скорбящих Радость» – центра
храмового комплекса – был совершен 26 апреля 1991
года. На этот торжественный акт к месту постройки храма
была доставлена икона Божией Матери «Всех скорбящих
Радость». Икона вместе с другими богослужебными
предметами и старинными церковными книгами могла быть
вывезена из Белоруссии, но бдительные таможенники не дали
этому случиться. Главным спасителем реликвии стал
белорусский КГБ, который проследил за похитителями иконы и
вовремя пресек попытку ее вывоза. Ведомство, которое ранее
занималось гонениями на православных, выступило защитником
Церкви, ознаменовав этим наступление новых времен.
В основание собора заложили капсулу в память о жертвах
трагедии на Чернобыльской АЭС. И в будущем храме ежедневно
станут поминать всех, кто пострадал от аварии в Чернобыле.
После освящения закладного камня выступил ныне уже
покойный известный белорусский писатель Иван Шамякин,
который передал на строительство храма 25 тысяч рублей от
белорусского отделения Фонда мира. К слову, средства на
строительство поступали и от других организаций, и от
предприятий (очень помог завод крупнопанельного
домостроения № 2), и от приходов (так, значительная сумма
была передана от минского кафедрального собора), и от
простых людей: жертвовали, кто сколько мог. Многие
пожертвования остались безымянными.
Строительство еще только начиналось, богослужения велись
под открытым небом (чуть позже военные пожертвуют палатку,
в которой и будут вестись службы), а при новообразованном
приходе осенью 1991 года уже открывался воскресный
церковный класс в средней школе № 125. За короткое время в
нем набралось более 200 слушателей. Была начата и
реализация других социальных и общественных проектов. Это
особенность Скорбященского прихода – тесная связь с
обществом, с людьми, широкое поле деятельности.
Службы в храме в честь иконы Божией
Матери «Всех скорбящих Радость» –
самом большом православном храме белорусской столицы и
одном из самых грандиозных во всей Белоруссии –
пока не идут: строительство еще не завершено. Но уже
возносятся молитвы в другой церкви храмового комплекса
– в крестильной церкви во имя Евфросинии
Полоцкой. Ее строительство было завершено в 1995 году.
Это был первый православный храм, построенный в Минске
с 1914 года, – прошло восемь десятилетий
беспамятства. Традиции храмового зодчества были
утрачены, и многие методы и технологии пришлось
возрождать почти с нуля. Были сложности с изготовлением
смальты, мозаики, красок из природных материалов,
которые традиционно используются в храмовом
строительстве и при отделке внутренних пространств
церкви. Но все трудности удалось преодолеть, и новая
церковь – первая ласточка православного
строительства нашего времени – стала настоящим
украшением Минска. Первую литургию в новой церкви 23
июня 1995 году совершил Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II, который тогда посетил Белоруссию.
Опыт, полученный при возведении церкви Евфросинии Полоцкой
очень пригодился и при строительстве собора иконы Божией
Матери «Всех скорбящих Радость».
В храмовый комплекс входят и другие сооружения: часовня во
имя святого Гавриила Белостоцкого, уже упоминавшаяся
брама-звонница, а также целый ряда зданий и помещений, в
которых разместились иконописные мастерские, богадельня,
музей жертв Чернобыльской аварии, церковная гостиница,
мемориальный комплекс-погост, библиотека, трапезная для
малоимущих, учебный корпус и мастерские для людей, имеющих
особенности психофизического развития и ту или иную
степень инвалидности. То есть это самый настоящий духовный
православный центр, поэтому неслучайно и сам Скорбященский
приход имеет статус Центра духовного просвещения и
социального служения Белорусского Экзархата.
О некоторых направлениях деятельности этого центра стоит
сказать немного подробнее.
Успешно работают иконописцы, которые
передают свой опыт молодым ученикам. Сегодня во всех
епархиях Белорусского Экзархата РПЦ есть свои
мастера-иконописцы. Традиция древнерусской иконы в
Белоруссии получила свою вторую жизнь и бережно
сохраняется с упором на следование классическим канонам
иконописного мастерства. Восстановление иконописных
традиций – вполне естественный процесс. С
возрождением Православия растет и число возрожденных и
заново построенных храмов, что подталкивает и развитие
иконописи, а также звонарного искусства, церковного
пения, богословия, являющихся неотъемлемой частью
церковной жизни.
В храмовом комплексе работает школа звонарей Минского
епархиального училища. Колокольный звон – один из
символов и Православия, и всего русского дореволюционного
образа жизни. Во многих литературных произведениях и
мемуарах мы найдем свидетельства того, какое значение в
русской жизни до 1917 года играли храмовые колокола и их
мелодичные и торжественные звуки. Звонарные традиции,
заботливо хранимые в немногих остававшихся в советское
время действующими храмах и обителях, сейчас повсеместно
возрождаются. Школа звонарей храмового комплекса
подготовила почти сотню мастеров, которые радуют своим
искусством людей во всех епархиях Белорусского Экзархата.
Ее ученики стали лауреатами престижных международных
конкурсов в Москве, Кишиневе, Минске, Полоцке, Свияжске,
Ярославле и многих других городах. Само обучение
проводится на девяти колоколах производства предприятия
«Отменное литье» в самой школе, а затем уже и
на настоящих звонницах. Проводятся и фестивали
колокольного звона.
В храмовом комплексе ведется и чрезвычайно важная работа с
людьми, имеющими особенности психофизического развития.
Когда-то я, работая в 1990-е годы в составе
психолого-медико-педагогической комиссии, участвовал в
определении будущей судьбы детей, у которых выявлялись
подобные нарушения. Комиссия устанавливала вид нарушения и
определяла дальнейшую программу обучения детей как с
различными нарушениями интеллекта, так и тех, у кого были
проблемы с опорно-двигательным аппаратом, зрением или
слухом. После определения диагноза такие дети отрывались
от семьи и направлялись в специализированные
школы-интернаты, где им давали то образование, которое они
были в состоянии освоить, учили их жизни в обществе. Домой
такие дети могли попасть только во время каникул или уже
после окончания школы-интерната. Все это вечно
сопровождалось страданиями, слезами и горечью расставания
и лично на меня производило каждый раз чрезвычайно
тягостное впечатление: я всегда представлял, каково было
бы мне и моему сыну, если бы нас так насильно разлучили.
Помню, как-то в одну из командировок на село, увидев, что
приходской священник привел своего ребенка на комиссию
(уже и не помню, мальчика или девочку), я, сразу
определив, что ребенок проблемный и наверняка его заберут
из семьи, в нарушение всех инструкций отвел священника в
сторону и посоветовал ему скорее уйти. За это меня могли
запросто уволить с работы, но повторись та ситуация
– я бы поступил так же. Не знаю, как сложилась
судьба того священника и его дитя – возможно,
ребенка забрали в интернат через год, когда приехала
очередная комиссия, а может, они так и жили вместе. Но то,
что ситуация с такими детьми ненормальная, мне было вполне
очевидно.
На эту проблему обратили внимание в
Скорбященском приходе. В 2002 году при финансовой
поддержке Федерального правительства Германии и в
сотрудничестве с немецким городом Билефельдом удалось
начать работу курса профессиональной реабилитации
молодых людей с умственными и физическими
ограничениями. Хочу заметить, что такие люди, несмотря
на их «странность» и
«особенность», часто бывают добры и
прилежны, отзывчивы к чужому горю. Задача курсов
состоит в том, чтобы, не разрывая связей этих людей со
своими близкими, дать им посильное образование и те
трудовые и социальные навыки, которые могут пригодиться
им в жизни. Конечно, и среди них встречаются и более
прилежные ученики, и те, кто чаще проявляет лень. Но
для того и существует коллектив профессионалов, чтобы
развить у своих учеников усидчивость, научить их
достигать задуманного, сформировать желание выполнять
свою работу хорошо, следить за чистотой рабочего места
и собственной безопасностью при работе. В мастерских
обучают навыкам работы швей, столяров, операторов
компьютерной техники – всему тому, что может
пригодиться в жизни и позволит собственным трудом
зарабатывать на хлеб.
Но куда важнее и другое – здесь эти люди вовлекаются
в православную жизнь. Находят участие и сопереживание. По
собственному опыту знаю, как это важно. Потому что такие
люди, если только не слишком сильно нарушен их интеллект
(а это бывает редко), прекрасно понимают свое положение и
страдают от этого. Участие же в жизни Церкви в буквальном
смысле врачует их страдающие души.
Опыт подобной работы стоило бы распространить и на другие
приходы. Сейчас в Белоруссии отказываются от интернатов:
сироты направляются в небольшие детские дома семейного
типа, приемные семьи, а вот дети с особенностями в
развитии чаще всего остаются в своих же школах и классах
на так называемом «интегрированном» обучении.
Да, теперь решается проблема разлуки с близкими, но дети с
особенностями в развитии не получают тех навыков, которые
они ранее получали в интернатах. И как раз Скорбященский
приход показывает, как может успешно на деле решаться эта
проблема.
В храмовом комплексе действует и диаконическая служба
сестричества милосердия преподобной Евфросинии, игумении
Полоцкой. Сестры ухаживают за тяжелыми больными, лежачими
или же малоподвижными, в основном за теми, о ком некому
заботиться, у кого по разным причинам или нет
родственников, или потеряны с ними всяческие связи, и люди
оказались оставленными на произвол судьбы.
Сегодня продолжает активно развиваться и
воскресная школа, которая является самой большой в
городе. В ней обучается около семи сотен человек, из
которых примерно 250 – взрослые. В школе изучают
закон Божий, церковное пение, Священное Писание,
литургику, историю Православной Церкви, нравственное
богословие, рисование, церковнославянский язык. При
школе действует и класс хорового пения, а в летний
период работает оздоровительный лагерь.
Церковному пению вообще уделяется большое внимание. При
воскресной школе есть детский хор. Дети не только
осваивают искусство церковного пения, они имеют
возможность и паломничать по святым местам. Так,
воспитанники побывали в Москве в храме Христа Спасителя, в
Успенской Псково-Печерской обители, Успенском Жировичском
монастыре, Троице-Сергиевой лавре, на святой горе Афон и
святых Метеорах, в монастырях и древних храмах Греции,
Румынии, Болгарии, Италии, на святой горе Грабарка и в
Благовещенском Супрасльском монастыре; приезжали в
Никольский храм Белостока в Польше, где у мощей
младенца-мученика Гавриила дети пели литургию и молебен с
акафистом.
Активно действует и молодежное Братство имени
священномученика Владимира (Хираско).
Обо всем рассказать просто невозможно. Желающие могут
более подробно познакомиться с деятельностью и историей
храмового комплекса на его сайте.
Храмовый комплекс в память жертв Чернобыльской катастрофы,
сохраняя историческую и духовную преемственность, являет
собой пример того, как Православие может активно
действовать в современных условиях, помогая гражданскому
обществу и взаимодействуя с ним, становясь его духовной
опорой и неотъемлемой частью. А после окончания
строительства собора в честь иконы Божией Матери
«Всех скорбящих Радость» храмовый комплекс
обретет наконец свою целостность и законченность, хотя уже
и сейчас он стал одной из архитектурных жемчужин
двухмиллионного Минска – молодой и динамично
развивающейся столицы Белоруссии.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий