Правительственный уполномоченный по делам Евросуда Назар Кульчицкий
озвучил некоторые данные о делах против Украины, находящихся на
рассмотрении Евросуда. В частности, он подчеркнул, что Украина сегодня
занимает пятое место в Европе по количеству жалоб, рассматриваемых
данным судом (10,4 тыс. жалоб против Украины, или 7,5% от их общего
количества). Он также пояснил, что основной причиной большого количества
жалоб является чрезмерная длительность исполнения судебных решений и
чрезмерная продолжительность судебных разбирательств в национальных
судах.
То, что так корректно и дипломатично звучит на словах, в действительности является тревожным, если не катастрофическим сигналом для всего украинского общества. Потому как «чрезмерная длительность исполнения судебных решений» и «чрезмерная продолжительность судебных разбирательств» — это в основном следствие тех законов, которые ведущие политики страны проводили через парламент с целью собрать на выборах как можно больше голосов доверчивых избирателей.
А затем эти законы государство повально не выполняло годами. А затем — как это случилось уже с приходом к власти регионалов — данные законы вдруг признаются такими, что государству вроде как и совершенно необязательно исполнять. Как следствие, избиратели остаются с носом, а уже целые поколения политиков — с теми громадными выгодами, которые сулит в Украине пребывание у руля власти. Но обо всем по порядку.
Как принимали социально справедливые законы
Многое становится понятно, если проследить за трагической историей закона о детях войны. Тем более что в последние годы иски граждан, имеющих законные социальные гарантии в рамках этого закона, миллионами как выигрывались, так и складировались в украинских судах — вместе с чернобыльцами, ветеранами войны и т.д.
Данный закон был принят в конце 2004 г., а вступил в силу с 1 января 2006 г. Его продвижение через парламент принято было связывать с социалистами во главе с их лидером Александром Морозом. Новые социальные гарантии, установленные для детей войны, активно эксплуатировались во время парламентской избирательной кампании в 2006 г. Но за кулисами оставался тот факт, что закон не просчитывался в финансовом плане и потому фактически не мог быть выполнен.
Тем не менее судьи в самых разных регионах страны в то время запросто могли рассказать, как социалисты активно агитировали граждан идти в суд и даже помогали им составлять соответствующие иски. А вот тут уже началось дисбалансирующее воздействие нового закона на судебную систему. Логическая цепочка выглядела так: сотни тысяч граждан обращаются в суд; суды удовлетворяют их иски; государство эти судебные решения фактически не выполняет; суды еще больше начинают захлебываться в новых социальных делах, счет которых уже начал идти на миллионы.
Особенно весело ситуация выглядела в 2008 г., когда не только социалисты, но и бютовцы начали помогать гражданам отсаивать их социальные деньги в судебном порядке. Это при том, что Кабмин возглавляла Юлия Тимошенко, а в парламенте была сформирована коалиция с участием БЮТ. В то же время госорганам на местах было отдано указание оспаривать все без исключения решения судов первой инстанции в апелляции. Так, сотнями тысяч социальных исков были перегружены апелляционные суды, где судей несоизмеримо меньше, чем в местных судах. Но гарантированно не давало гражданам получить их социалку оспаривание в высших судах — там судьи элементарно не справлялись с таким валом дел, даже если бы работали круглые сутки.
А суть происходящего была проста — не дать людям получить деньги в текущем бюджетном году. С наступлением следующего года предыдущий госбюджет терял силу, а начинал действовать новый госбюджет. И граждане вынуждены были начинать походы в суды заново, но уже — в рамках нового госбюджета. Зато провластные бютовцы были вновь на коне политических дивидендов, возглавляя крестный поход украинцев за социальными гарантиями.
Обжалование было настолько массовым, что многие судьи превратились фактически в писарей, целый день переписывая одни и те же решения в пользу граждан. Достаточно напомнить, что в 2010 г. наши суды вынесли более миллиона решений по поводу социальных выплат одним только детям войны. Громадные суммы на бумагу, марки, конверты, равно как и рабочее время судей, сознательно растрачивались впустую. Ну и граждане, естественно, каждый год оставались с носом — денег в бюджете не было.
Как отменяли социально справедливые законы
Весь этот ворох проблем достался регионалам, заполучившим власть в стране в 2010 г. и — как и все прочие ключевые политические игроки в стране — приложившим руку к созданию этого самого вороха. Новая власть, возможно, и не обращала бы на социалку особого внимания, как это без особых усилий делали их предшественники. Да вот незадача — в конце 2009 г. Евросуд вынес взрывоопасное пилотное решение в деле «Юрий Иванов против Украины». В рамках этого решения европейские судьи довели до сведения украинских властей, что в Украине имеется угрожающая системная проблема — государство хронически не выполняет решения собственных судов. Евросуд дал нашим властителям срок до 15 января 2011 г., чтобы те принципиальным образом ликвидировали такое положение дел, не имеющее ничего общего с демократическими и правовыми ценностями Европы.
Излишне напоминать, что в подавляющем большинстве случаев Украина не выполняла решения своих же судов именно в рамках социальных споров — когда граждане через суды пытаются выбить из государства положенные им по закону социальные выплаты. Дело Юрия Иванова — из их числа. И если до 15 января 2011 г. ситуация не будет исправлена, положение дел обострится. Если Украина не обеспечит выполнение решений своих национальных судов, тысячи аналогичных дел будут рассматриваться в Евросуде по ускоренной процедуре. И, более того, данный суд станет устанавливать двойной размер компенсации для украинских граждан — как штраф Украине за невыполнение пилотного решения. Кстати, это были бы первые в истории Евросуда штрафные санкции такого рода.
Но данная проблема оказалась не судебно-юридической, а конкретно-политической, поскольку для ее решения необходимо было предпринять два шага: ликвидировать социальную задолженность перед гражданами и отменить заведомо невыполнимые социальные гарантии. Для понимания размаха проблемы достаточно назвать только одну цифру, которую часто озвучивала правительственный уполномоченный по делам Евросуда Валерия Лутковская. «По данным Минсоцполитики, задолженность по социальным выплатам сегодня составляет 130 млрд. грн. В случае, если все эти граждане обратятся в Евросуд, мы заплатим, кроме этих 130 млрд. грн., еще 170 млрд. грн. компенсации»,— подчеркивала госпожа Лутковская в конце 2010 г.
Но уже в январе 2011 г. стало понятно, что регионалы не собираются идти на открытый диалог с обществом. Они не собираются честно признаваться, что государство не способно выполнить социальное законодательство в его нынешнем виде, равно как и погасить актуальную социальную задолженность. Но самое главное — они совершенно не собирались обсуждать с обществом компромисс, т.е. некий компенсационный механизм, который бы позволил гражданам получить их социальные деньги пусть не в полном, но хотя бы в частичном объеме. Хотя именно такого рода компромисс позволил бы нащупать политико-правовые основания, чтобы привести социальное законодательство в тот вид, которое государство смогло бы потянуть.
Как бы там ни было, регионалы с начала 2011 г. начали действовать в социальной сфере на свое усмотрение и втихаря — в буквальном смысле этого слова. В Верховной Раде был зарегистрирован правительственный законопроект №7562 «О гарантиях государства по выполнению решений суда». Именно там, в переходных положениях, был прописан хитрый механизм, позволяющий Кабмину взять социалку под свой полный контроль и оперативно управлять ею в зависимости от политических, экономических, личных и прочих мотивов. Суть данного механизма состяла в том, чтобы изъять из приблизительно двух десятков законов конкретные параметры социальных гарантий. При этом правительство получает безоговорочное право устанавливать эти параметры своими постановлениями. Такой несложный законодательный трюк позволил бы регионалам манипулировать размерами социальных выплат в ручном режиме и в любое удобное для них время. Вплоть до теоретической возможности расставить нули в графах с соответствующими социальными выплатами. Как следствие, вполне могут возникнуть ситуации, когда социальные гарантии и льготы у граждан как бы есть по закону, но они на совершенно законных основаниях равны нулю. Можно представить и другие ситуации, когда, скажем, в канун выборов по ряду социальных выплат будут проставлены отличные от нуля числа.
Законопроект №7562, равно как и его брат-близнец законопроект №9127 имели трудную судьбу и более года не могли получить статус закона, несмотря на самое пристальное внимание к документам со стороны непосредственно Виктора Януковича. «і» неоднократно писали о том, к каким аферистическим и откровенно мошенническим методам прибегала действующая власть, чтобы добиться своего в стенах Верховной Рады.
Точку во всей этой истории поставил в начале 2012 г. Конституционный суд (КС). Соответствующее решение КС выписано крайне расплывчато и даже двусмысленно, но при всем при этом допускает следующую трактовку: правительство может вручную устанавливать размеры социальных выплат и льгот, исходя из финансовых возможностей государства. И это даже несмотря на существование действующих законов, которые предусматривают конкретные размеры этих самых социальных гарантий. На этом социальная эпопея была закончена — остальное уже было делом техники.
Украинцы простят власти что угодно
Таким образом, те многочисленные дела против Украины, которые сегодня еще находятся в Евросуде,— это в основном отголоски описанных выше баталий. Тех самых баталий, которые навсегда останутся доказательством одной простой аксиомы — украинская власть в любой ситуации будет преследовать исключительно свою собственную выгоду. И радикально измениться ситуация может, по всей видимости, только в одном случае — если простые украинские граждане реально и в полном объеме осознают, кто и в каком объеме их обманывает, не собираясь за это нести никакой ответственности и даже не чувствуя укоров совести. Одних изложенных выше историй с социалкой должно быть достаточно для граждан, чтобы проблема голосования на грядущих парламентских выборах стала для них чуть менее сложной.
Андрей Уманец
Источник
То, что так корректно и дипломатично звучит на словах, в действительности является тревожным, если не катастрофическим сигналом для всего украинского общества. Потому как «чрезмерная длительность исполнения судебных решений» и «чрезмерная продолжительность судебных разбирательств» — это в основном следствие тех законов, которые ведущие политики страны проводили через парламент с целью собрать на выборах как можно больше голосов доверчивых избирателей.
А затем эти законы государство повально не выполняло годами. А затем — как это случилось уже с приходом к власти регионалов — данные законы вдруг признаются такими, что государству вроде как и совершенно необязательно исполнять. Как следствие, избиратели остаются с носом, а уже целые поколения политиков — с теми громадными выгодами, которые сулит в Украине пребывание у руля власти. Но обо всем по порядку.
Как принимали социально справедливые законы
Многое становится понятно, если проследить за трагической историей закона о детях войны. Тем более что в последние годы иски граждан, имеющих законные социальные гарантии в рамках этого закона, миллионами как выигрывались, так и складировались в украинских судах — вместе с чернобыльцами, ветеранами войны и т.д.
Данный закон был принят в конце 2004 г., а вступил в силу с 1 января 2006 г. Его продвижение через парламент принято было связывать с социалистами во главе с их лидером Александром Морозом. Новые социальные гарантии, установленные для детей войны, активно эксплуатировались во время парламентской избирательной кампании в 2006 г. Но за кулисами оставался тот факт, что закон не просчитывался в финансовом плане и потому фактически не мог быть выполнен.
Тем не менее судьи в самых разных регионах страны в то время запросто могли рассказать, как социалисты активно агитировали граждан идти в суд и даже помогали им составлять соответствующие иски. А вот тут уже началось дисбалансирующее воздействие нового закона на судебную систему. Логическая цепочка выглядела так: сотни тысяч граждан обращаются в суд; суды удовлетворяют их иски; государство эти судебные решения фактически не выполняет; суды еще больше начинают захлебываться в новых социальных делах, счет которых уже начал идти на миллионы.
Особенно весело ситуация выглядела в 2008 г., когда не только социалисты, но и бютовцы начали помогать гражданам отсаивать их социальные деньги в судебном порядке. Это при том, что Кабмин возглавляла Юлия Тимошенко, а в парламенте была сформирована коалиция с участием БЮТ. В то же время госорганам на местах было отдано указание оспаривать все без исключения решения судов первой инстанции в апелляции. Так, сотнями тысяч социальных исков были перегружены апелляционные суды, где судей несоизмеримо меньше, чем в местных судах. Но гарантированно не давало гражданам получить их социалку оспаривание в высших судах — там судьи элементарно не справлялись с таким валом дел, даже если бы работали круглые сутки.
А суть происходящего была проста — не дать людям получить деньги в текущем бюджетном году. С наступлением следующего года предыдущий госбюджет терял силу, а начинал действовать новый госбюджет. И граждане вынуждены были начинать походы в суды заново, но уже — в рамках нового госбюджета. Зато провластные бютовцы были вновь на коне политических дивидендов, возглавляя крестный поход украинцев за социальными гарантиями.
Обжалование было настолько массовым, что многие судьи превратились фактически в писарей, целый день переписывая одни и те же решения в пользу граждан. Достаточно напомнить, что в 2010 г. наши суды вынесли более миллиона решений по поводу социальных выплат одним только детям войны. Громадные суммы на бумагу, марки, конверты, равно как и рабочее время судей, сознательно растрачивались впустую. Ну и граждане, естественно, каждый год оставались с носом — денег в бюджете не было.
Как отменяли социально справедливые законы
Весь этот ворох проблем достался регионалам, заполучившим власть в стране в 2010 г. и — как и все прочие ключевые политические игроки в стране — приложившим руку к созданию этого самого вороха. Новая власть, возможно, и не обращала бы на социалку особого внимания, как это без особых усилий делали их предшественники. Да вот незадача — в конце 2009 г. Евросуд вынес взрывоопасное пилотное решение в деле «Юрий Иванов против Украины». В рамках этого решения европейские судьи довели до сведения украинских властей, что в Украине имеется угрожающая системная проблема — государство хронически не выполняет решения собственных судов. Евросуд дал нашим властителям срок до 15 января 2011 г., чтобы те принципиальным образом ликвидировали такое положение дел, не имеющее ничего общего с демократическими и правовыми ценностями Европы.
Излишне напоминать, что в подавляющем большинстве случаев Украина не выполняла решения своих же судов именно в рамках социальных споров — когда граждане через суды пытаются выбить из государства положенные им по закону социальные выплаты. Дело Юрия Иванова — из их числа. И если до 15 января 2011 г. ситуация не будет исправлена, положение дел обострится. Если Украина не обеспечит выполнение решений своих национальных судов, тысячи аналогичных дел будут рассматриваться в Евросуде по ускоренной процедуре. И, более того, данный суд станет устанавливать двойной размер компенсации для украинских граждан — как штраф Украине за невыполнение пилотного решения. Кстати, это были бы первые в истории Евросуда штрафные санкции такого рода.
Но данная проблема оказалась не судебно-юридической, а конкретно-политической, поскольку для ее решения необходимо было предпринять два шага: ликвидировать социальную задолженность перед гражданами и отменить заведомо невыполнимые социальные гарантии. Для понимания размаха проблемы достаточно назвать только одну цифру, которую часто озвучивала правительственный уполномоченный по делам Евросуда Валерия Лутковская. «По данным Минсоцполитики, задолженность по социальным выплатам сегодня составляет 130 млрд. грн. В случае, если все эти граждане обратятся в Евросуд, мы заплатим, кроме этих 130 млрд. грн., еще 170 млрд. грн. компенсации»,— подчеркивала госпожа Лутковская в конце 2010 г.
Но уже в январе 2011 г. стало понятно, что регионалы не собираются идти на открытый диалог с обществом. Они не собираются честно признаваться, что государство не способно выполнить социальное законодательство в его нынешнем виде, равно как и погасить актуальную социальную задолженность. Но самое главное — они совершенно не собирались обсуждать с обществом компромисс, т.е. некий компенсационный механизм, который бы позволил гражданам получить их социальные деньги пусть не в полном, но хотя бы в частичном объеме. Хотя именно такого рода компромисс позволил бы нащупать политико-правовые основания, чтобы привести социальное законодательство в тот вид, которое государство смогло бы потянуть.
Как бы там ни было, регионалы с начала 2011 г. начали действовать в социальной сфере на свое усмотрение и втихаря — в буквальном смысле этого слова. В Верховной Раде был зарегистрирован правительственный законопроект №7562 «О гарантиях государства по выполнению решений суда». Именно там, в переходных положениях, был прописан хитрый механизм, позволяющий Кабмину взять социалку под свой полный контроль и оперативно управлять ею в зависимости от политических, экономических, личных и прочих мотивов. Суть данного механизма состяла в том, чтобы изъять из приблизительно двух десятков законов конкретные параметры социальных гарантий. При этом правительство получает безоговорочное право устанавливать эти параметры своими постановлениями. Такой несложный законодательный трюк позволил бы регионалам манипулировать размерами социальных выплат в ручном режиме и в любое удобное для них время. Вплоть до теоретической возможности расставить нули в графах с соответствующими социальными выплатами. Как следствие, вполне могут возникнуть ситуации, когда социальные гарантии и льготы у граждан как бы есть по закону, но они на совершенно законных основаниях равны нулю. Можно представить и другие ситуации, когда, скажем, в канун выборов по ряду социальных выплат будут проставлены отличные от нуля числа.
Законопроект №7562, равно как и его брат-близнец законопроект №9127 имели трудную судьбу и более года не могли получить статус закона, несмотря на самое пристальное внимание к документам со стороны непосредственно Виктора Януковича. «і» неоднократно писали о том, к каким аферистическим и откровенно мошенническим методам прибегала действующая власть, чтобы добиться своего в стенах Верховной Рады.
Точку во всей этой истории поставил в начале 2012 г. Конституционный суд (КС). Соответствующее решение КС выписано крайне расплывчато и даже двусмысленно, но при всем при этом допускает следующую трактовку: правительство может вручную устанавливать размеры социальных выплат и льгот, исходя из финансовых возможностей государства. И это даже несмотря на существование действующих законов, которые предусматривают конкретные размеры этих самых социальных гарантий. На этом социальная эпопея была закончена — остальное уже было делом техники.
Украинцы простят власти что угодно
Таким образом, те многочисленные дела против Украины, которые сегодня еще находятся в Евросуде,— это в основном отголоски описанных выше баталий. Тех самых баталий, которые навсегда останутся доказательством одной простой аксиомы — украинская власть в любой ситуации будет преследовать исключительно свою собственную выгоду. И радикально измениться ситуация может, по всей видимости, только в одном случае — если простые украинские граждане реально и в полном объеме осознают, кто и в каком объеме их обманывает, не собираясь за это нести никакой ответственности и даже не чувствуя укоров совести. Одних изложенных выше историй с социалкой должно быть достаточно для граждан, чтобы проблема голосования на грядущих парламентских выборах стала для них чуть менее сложной.
Андрей Уманец
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий