Сумма вливаний в Донецкую область в 2012 году оказалось рекордно высокой, причем настолько, что регион вышел в лидеры по объемам поглощения бюджетных средств. Об этом пишет обозреватель Евгений Шибалов.
Деньги стекались в область несколькими путями. Во-первых, по программе подготовки к Евро-2012 (вокзалы, «Хюндаи», аэропорты и т.д.).
Во-вторых, в рамках предвыборного «удобрения» политической нивы, на которой предполагалось собрать обильный мажоритарный урожай. Новое поколение отечественной политики вроде Азарова-младшего обошлось в 829,7 млн грн — абсолютный рекорд по стране.
Наконец, третьей по счету масштабной статьей расходов стали «пилотные» реформы, поскольку именно на Донецкой области правящая команда решила ставить эксперименты и откатывать разные варианты административных и организационных преобразований.
Деньги стекались в область несколькими путями. Во-первых, по программе подготовки к Евро-2012 (вокзалы, «Хюндаи», аэропорты и т.д.).
Во-вторых, в рамках предвыборного «удобрения» политической нивы, на которой предполагалось собрать обильный мажоритарный урожай. Новое поколение отечественной политики вроде Азарова-младшего обошлось в 829,7 млн грн — абсолютный рекорд по стране.
Наконец, третьей по счету масштабной статьей расходов стали «пилотные» реформы, поскольку именно на Донецкой области правящая команда решила ставить эксперименты и откатывать разные варианты административных и организационных преобразований.
В общей сложности регион, как следует из утвержденного областным советом отчета, свою программу социально-экономического развития профинансировал на 64%, но даже такой недовыполненный показатель в денежном выражении беспрецедентно высок — 27,3 млрд грн (включая выплаты по централизованным госпрограммам) из которых 17,5 млрд — деньги государственного бюджета.
Для сравнения — в текущем 2013 г. общий бюджет программы соцэкономразвития составит всего 18,3 млрд грн, и вклад государства составит всего 2,4 млрд грн.
Невиданная щедрость государства должна бы стимулировать качественный скачок по всем этим и многим другим направлениям, однако этого не произошло. Более того, кое-где наметился вполне ощутимый регресс, что совсем удивительно.
Так, гигантские бюджетные вливания, предназначавшиеся якобы для решения актуальных проблем региона, главную обошли стороной. Например, базовой проблемой Донбасса было и остается водоснабжение. Воду доставляют за сотни километров по каналу Северский Донец-Донбасс, но в сетях при транспортировке теряется... 50,3% воды. Это частично включено в отпускные цены, то есть влияет и на кошелек каждой семьи, и на бюджеты корпораций, городов, предприятий. И, разумеется, тянет за собой соответствующие изменения цен на другие коммунальные услуги — отопление и квартплату. Удельный вес изношенных сетей также стабильно растет: за последние четыре года количество трубопроводов, чье состояние характеризуется как аварийное, выросло с 46% до тех же 50%.
Экологическая ситуация также не улучшилась ни на йоту. Донецкая область в полной мере сохранила свое сомнительное лидерство в списке самых загрязненных регионов Украины: помимо процентов ВВП и валютной экспортной выручки Донбасс поставляет стране четверть всех вредных выбросов. Так, вредные выбросы в атмосферу с 2009 г. непрерывно растут и по последним данным составили 65,3 т/км2, что, как самокритично признает областной совет в своих документах, «в 5,7 раза выше, чем в среднем по Украине, и существенно выше, чем в других промышленно развитых регионах страны».
При этом и система здравоохранения, находящаяся в стадии перманентного реформирования, не может со стопроцентной надежностью гарантировать помощь в случае необходимости.
Хотя бы потому, что специализированные услуги становятся все более неудобными в части доступа. В прошлом году с целью «оптимизации» были закрыты 21 лечебное учреждение и 19 — амбулаторно-поликлинических. Общее количество мест в стационарах сократилось на 832 единицы. С другой стороны, открыты 72 пункта первичной помощи, а подразделения «скорой» получили несколько десятков новых машин.
Это уже к всплеску младенческой смертности: на каждую тысячу новорожденных приходится 12,2 смертельных исхода, и за прошлый год этот печальный показатель увеличился на 7%.
Уровень заболеваемости социально опасными болезнями, то есть туберкулезом и СПИДом, остается высоким. Обеспечение больниц лекарствами и новым оборудованием существенных улучшений не претерпело.
Еще в донецких больницах возникли перебои с питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении. Поставки продуктов для больных обещают возобновить после 20 марта.
Может, потоки бюджетных средств через систему госзаказов попали на местные предприятия, оживили экономику и обернулись вложениями в модернизацию производства?
Тоже нет. Прошлый год, по предварительным данным, завершен с убытками в 3 млрд грн, падением объема реализации на 23,5 млрд грн, а производство сократилось на 5,4%. Это косвенно подтверждается и падением объемов грузоперевозок, и уменьшением внешнего торгового оборота предприятий региона.
Окончательно развеивает иллюзии на эту тему тот факт, что налоговые сборы в 2013 г. запланированы практически на уровне прошлого года — 27,68 млрд грн против 27,61 млрд грн, то есть, даже фискальное ведомство, трезво оценивая ситуацию, прорыва не ожидает.
Между тем износ основных средств продолжает увеличиваться, и достиг 67,1% (для сравнения: в 2008 г. — 54,5%). Ни прямого, ни опосредованного влияния на бедственное состояние местной промышленности, щедрой рукой отпускаемые на Донецкую область, деньги не оказали.
Стелла на фотографии случайно не приграничного Ростовского Донецка? Или для автора это без разницы?
ОтветитьУдалить