Да простят нас читатели за то, что много внимания уделяем
славному житию и чудесам приснопамятного «Минсдоха» — Министерства
доходов и сборов. Это вовсе не от горячей любви к данному ведомству.
Просто изобретательность работников недавно созданного фискального монстра по части запускания рук в наши с вами карманы столь велика и многообразна, что уследить за всеми их славными начинаниями глаз не хватает.
Просто изобретательность работников недавно созданного фискального монстра по части запускания рук в наши с вами карманы столь велика и многообразна, что уследить за всеми их славными начинаниями глаз не хватает.
Вот еще одна идея, реализация которой добавит не столько
денег бюджету, сколько головной боли гражданам: обязать всех граждан
Украины самостоятельно декларировать свои доходы.
Идея в принципе не совсем нова: министр доходов и сборов Александр
Клименко начал ее высказывать практически сразу после создания
подопечного ему фискального монстра. Ведь ужесточение фискального пресса
и было с самого начала основной задачей «Минсдоха».
Но если в конце прошлого года планы министра высказывались лишь
на уровне намерений, то теперь г-н Клименко радостно сообщает, что его
министерство уже готовит соответствующий законопроект, который
собирается представить правительству. Он, дескать, будет способствовать
борьбе с коррупцией и нелегальными доходами, в результате чего ожидается
значительный рост поступлений от налога на доходы физических лиц.
В разработке проекта участвуют специалисты из Великобритании, Чехии,
Польши, Канады и Австралии, что должно свидетельствовать о соответствии
документа лучшим достижениям мирового опыта.
И, действительно, такая практика давно уже существует в развитых
странах. Но ведь это в развитых — как говорится, почувствуйте разницу!
И без того у нас все юридические и физические лица — предприниматели,
выплачивающие кому-либо доходы, подают в налоговые органы информацию
об этих доходах. И отмена этого порядка не предвидится. То есть, фактически предлагается дублировать уже действующую систему налоговой отчетности.
Кроме того, начислять налоги на свои доходы будут не граждане самостоятельно, как это практикуется в развитых странах. Система взимания налогов останется неизменной, и менять ее нельзя — иначе граждане увидят, сколько с них дерут на самом деле. И тогда самые апатичные «пофигисты» станут боевыми, как турки!
Кроме того, в налоговых декларациях граждан развитых стран
учитываются не только доходы, но и постоянные расходы: например,
на содержание малолетних детей, аренду квартиры, даже на проезд
общественным транспортом к месту работы. Это влияет на размер
налогообложения. А у нас это кого-то интересует?
Кроме того, страшно себе представить, что произойдет, если все
30 миллионов работающих одновременно ринутся в налоговые службы
со своими декларациями. Правда, г-н Клименко мягко стелет: мол, они,
заполняя и подавая декларации, не испытают никаких неудобств. Дескать,
они могут это сделать дистанционно, со своего компьютера,
с помощью электронного кабинета налогоплательщика, используя базы данных
налогового ведомства, и подписать свою декларацию электронной цифровой
подписью. Красота, да и только!
К тому же Александр Клименко обещает, что всеобщему декларированию
подлежат лишь граждане, имеющие несколько источников доходов. Даже
специально уточнил: «Если пенсионер получает только пенсию, то у него не будет нужды что-либо заполнять». Но много ли пенсионеров у нас существуют на одну пенсию?
Теперь представим картину: сельская бабушка, получающая кроме пенсии
скромные доходы от сдачи молока заготовителям, или дедушка,
подрабатывающий дворником (а также все, получившие денежные переводы
от родственников, продавшие на базаре мешок картошки и починившие
за десятку кран соседу), садятся за свои компьютеры, естественно,
подключенные к Интернету, активируют электронные подписи (которые
предварительно нужно получить в том же налоговом ведомстве) — и вперед:
заполняют декларации, которые самые опытные бухгалтеры не всегда могут
заполнить правильно! Да он что, смеется, этот Александр Клименко?
Теперь — о целях нововведения. В феврале текущего года правительство
утвердило заведомо провальную программу активизации экономики страны
на 2013 — 2014 годы. Провальную хотя бы потому, что на ее реализацию
необходимо 380 миллиардов гривен — примерно годовой бюджет страны,
а откуда взять такие деньги — неведомо. Вот «Минсдох» и совершает
хаотичные телодвижения. Но достигнет ли он цели?
В большинстве случаев совершенно невозможно проверить,
соответствуют ли действительности те сведения о доходах, которые указал
гражданин. Главное со стороны гражданина — быть уверенным, что эти
деньги нигде не «засветились» официально, например, выручка от базарной
торговли. Налоговая в данном случае, как говорится, «берет на понт» —
а вдруг кто-то с перепугу перед грозным Клименко напишет лишнее?
Впрочем, даже если какая-то часть граждан и попадется на этот нехитрый
трюк, то ожидаемые цифры будущих поступлений в бюджет все равно крайне
сомнительны.
Что же касается борьбы с коррупцией — тут вообще из области
фантастики. Вы можете себе представить, как кто-то пишет в декларации:
«Доходы от коррупционной деятельности» и аккуратно проставляет сумму?
Лично я — не могу! Да и любой житель Украины знает — настоящих
коррупционеров предлагаемая мера не коснется, поскольку они
«неприкасаемые» по умолчанию: или состоят во власти, или тесно с нею
связаны.
Заслуженный экономист Украины и народный депутат от «Батькивщины»
Александра Кужель считает: если 90% богатств страны принадлежат
100 людям, а остальные 10% — 46 миллионам, то ничего в этих 10% Клименко
не накопает, потому что не там роет. От себя добавим — а не для того
он поставлен, чтобы рыть там, где действительно что-то есть...
Вообще, создается впечатление, что цель нововведения — вовсе
не пополнение бюджета, а стремление «взять под колпак» все население
Украины и держать его в постоянном страхе ответственности за ошибки
в декларациях или отсутствие деклараций. И бюджетные поступления ожидаются, очевидно, не от роста уплаты налогов, а именно от штрафов.
Кстати, стремление «взять под колпак» усматривается и еще в некоторых
действиях правительства. Так. Кабинет министров обязал оборудовать все
кассовые аппараты так называемыми «модулями безопасности». Тут цель
двойная: во-первых, дать заработать «своим ребятам», которые эти модули
продают (закупка подобных аппаратов у других фирм запрещена),
а во-вторых, — опять же, собирать досье на граждан, поскольку информация
с этих модулей передается в налоговую службу.
Особенно это касается
операций с валютой. Как видим, все четко укладывается в один сценарий.
Простая и четкая, многократно высказанная мысль: чтобы
граждане декларировали свои доходы, у них должно быть доверие к власти,
а она его утратила. Добавим — у народа возникают оправданные сомнения
в целесообразности существования такой власти в принципе.
По определению нельзя требовать от команды «проФФесионалов» знания
идей Руссо об общественном договоре. Скорее всего, они и фамилии такой
не слышали. Потому постараемся кое-что для них объяснить.
Взаимоотношения гражданина и государства должны быть двусторонними.
Гражданин, платя налоги, не только хочет знать, на что идут его деньги,
он должен видеть вполне конкретную пользу лично для себя от деятельности
государственных институтов: в обмен на выплаченные налоги его должны
защищать, лечить, заботиться об образовании его детей, хоть как-то
следить, чтобы гражданин не оказался нищим на улице...
У нас же все государственные конторы и ведомства всячески дают
понять, что существуют исключительно сами для себя, гражданин там явно
лишний. Потому смысла в их существовании наш налогоплательщик
и не видит. Если взимают деньги за ремонт домов и дорог, а ремонтов
не видно, если берут на бесплатную медицину, а на самом деле она таковой
не является, тогда уплата налогов в глазах граждан выглядит натуральным
грабежом. А от грабежа каждый старается обезопаситься, это вполне
естественная реакция.
Кстати, о грабежах. Как известно, сегодня в каждой инициативе власти
следует сразу искать две составляющих — коррупционную и политическую.
И обе, как правило, находятся. В данном случае эксперты предостерегают:
поскольку проверить правильность деклараций всех 30 миллионов работающих
практически невозможно, контроль будет осуществляться выборочно.
Вопрос в том, по каким критериям будет делаться выборка. На практике
это означает появление «белых» и «черных» списков. В первый список
попадут те, кого нельзя трогать ни при каких обстоятельствах по причине
занимаемого положения или близости к власти. Сюда же, без сомнения,
можно будет попасть, выразив соответствующую благодарность руководству
региональной налоговой службы.
А в «черный список» прежде всего попадут те, чей бизнес приглянулся
кому-то из фигурантов «белого списка». Как известно, нормативные
документы в сфере налогообложения намеренно запутанны и все время
меняются. Чтобы уследить за этими изменениями, даже опытному бухгалтеру
придется забыть о личных делах и посвятить все свободное время изучению
постоянных изменений и дополнений. И все равно найдется, за что «взять
на крючок» даже самого законопослушного гражданина. Как видим, возможности для коррупции открываются безграничные. Это вместо обещанной борьбы с нею.
И политическая составляющая тоже вырисовывается в полный рост:
в неуплате налогов можно будет обвинить сторонников оппозиции или просто
чересчур активных граждан, которые слишком часто ходят по судам,
отстаивая свою правоту в борьбе с властями. Вспомним: в США долго
не могли доказать причастность печально известного Аль Капоне
к уголовным преступлениям, но вот на неуплате налогов его таки смогли
подловить и посадить. А уж тюремщики постарались, чтобы их подопечный
вышел на волю физически и умственно недееспособным...
Вот и у нас «страшилка» получается — лучше некуда! Правда, пользы
государству что-то не видно — конечно, если не считать государством
упомянутых 100 граждан.
ИСТОЧНИК : http://fraza.ua/news/
Комментариев нет:
Отправить комментарий