11 июня 2013 г.

Смирно! О доходах — отчитайся!

500_klimenkoДа простят нас читатели за то, что много внимания уделяем славному житию и чудесам приснопамятного «Минсдоха» — Министерства доходов и сборов. Это вовсе не от горячей любви к данному ведомству.

 Просто изобретательность работников недавно созданного фискального монстра по части запускания рук в наши с вами карманы столь велика и многообразна, что уследить за всеми их славными начинаниями глаз не хватает.

Вот еще одна идея, реализация которой добавит не столько денег бюджету, сколько головной боли гражданам: обязать всех граждан Украины самостоятельно декларировать свои доходы.
Идея в принципе не совсем нова: министр доходов и сборов Александр Клименко начал ее высказывать практически сразу после создания подопечного ему фискального монстра. Ведь ужесточение фискального пресса и было с самого начала основной задачей «Минсдоха».


Но если в конце прошлого года планы министра высказывались лишь на уровне намерений, то теперь г-н Клименко радостно сообщает, что его министерство уже готовит соответствующий законопроект, который собирается представить правительству. Он, дескать, будет способствовать борьбе с коррупцией и нелегальными доходами, в результате чего ожидается значительный рост поступлений от налога на доходы физических лиц. В разработке проекта участвуют специалисты из Великобритании, Чехии, Польши, Канады и Австралии, что должно свидетельствовать о соответствии документа лучшим достижениям мирового опыта.
И, действительно, такая практика давно уже существует в развитых странах. Но ведь это в развитых — как говорится, почувствуйте разницу! И без того у нас все юридические и физические лица — предприниматели, выплачивающие кому-либо доходы, подают в налоговые органы информацию об этих доходах. И отмена этого порядка не предвидится. То есть, фактически предлагается дублировать уже действующую систему налоговой отчетности.

Кроме того, начислять налоги на свои доходы будут не граждане самостоятельно, как это практикуется в развитых странах. Система взимания налогов останется неизменной, и менять ее нельзя — иначе граждане увидят, сколько с них дерут на самом деле. И тогда самые апатичные «пофигисты» станут боевыми, как турки!

Кроме того, в налоговых декларациях граждан развитых стран учитываются не только доходы, но и постоянные расходы: например, на содержание малолетних детей, аренду квартиры, даже на проезд общественным транспортом к месту работы. Это влияет на размер налогообложения. А у нас это кого-то интересует?
Кроме того, страшно себе представить, что произойдет, если все 30 миллионов работающих одновременно ринутся в налоговые службы со своими декларациями. Правда, г-н Клименко мягко стелет: мол, они, заполняя и подавая декларации, не испытают никаких неудобств. Дескать, они могут это сделать дистанционно, со своего компьютера, с помощью электронного кабинета налогоплательщика, используя базы данных налогового ведомства, и подписать свою декларацию электронной цифровой подписью. Красота, да и только!

К тому же Александр Клименко обещает, что всеобщему декларированию подлежат лишь граждане, имеющие несколько источников доходов. Даже специально уточнил: «Если пенсионер получает только пенсию, то у него не будет нужды что-либо заполнять». Но много ли пенсионеров у нас существуют на одну пенсию?
Теперь представим картину: сельская бабушка, получающая кроме пенсии скромные доходы от сдачи молока заготовителям, или дедушка, подрабатывающий дворником (а также все, получившие денежные переводы от родственников, продавшие на базаре мешок картошки и починившие за десятку кран соседу), садятся за свои компьютеры, естественно, подключенные к Интернету, активируют электронные подписи (которые предварительно нужно получить в том же налоговом ведомстве) — и вперед: заполняют декларации, которые самые опытные бухгалтеры не всегда могут заполнить правильно! Да он что, смеется, этот Александр Клименко?

Теперь — о целях нововведения. В феврале текущего года правительство утвердило заведомо провальную программу активизации экономики страны на 2013 — 2014 годы. Провальную хотя бы потому, что на ее реализацию необходимо 380 миллиардов гривен — примерно годовой бюджет страны, а откуда взять такие деньги — неведомо. Вот «Минсдох» и совершает хаотичные телодвижения. Но достигнет ли он цели?

В большинстве случаев совершенно невозможно проверить, соответствуют ли действительности те сведения о доходах, которые указал гражданин. Главное со стороны гражданина — быть уверенным, что эти деньги нигде не «засветились» официально, например, выручка от базарной торговли. Налоговая в данном случае, как говорится, «берет на понт» — а вдруг кто-то с перепугу перед грозным Клименко напишет лишнее? Впрочем, даже если какая-то часть граждан и попадется на этот нехитрый трюк, то ожидаемые цифры будущих поступлений в бюджет все равно крайне сомнительны.

Что же касается борьбы с коррупцией — тут вообще из области фантастики. Вы можете себе представить, как кто-то пишет в декларации: «Доходы от коррупционной деятельности» и аккуратно проставляет сумму? Лично я — не могу! Да и любой житель Украины знает — настоящих коррупционеров предлагаемая мера не коснется, поскольку они «неприкасаемые» по умолчанию: или состоят во власти, или тесно с нею связаны.

Заслуженный экономист Украины и народный депутат от «Батькивщины» Александра Кужель считает: если 90% богатств страны принадлежат 100 людям, а остальные 10% — 46 миллионам, то ничего в этих 10% Клименко не накопает, потому что не там роет. От себя добавим — а не для того он поставлен, чтобы рыть там, где действительно что-то есть...

Вообще, создается впечатление, что цель нововведения — вовсе не пополнение бюджета, а стремление «взять под колпак» все население Украины и держать его в постоянном страхе ответственности за ошибки в декларациях или отсутствие деклараций. И бюджетные поступления ожидаются, очевидно, не от роста уплаты налогов, а именно от штрафов.

Кстати, стремление «взять под колпак» усматривается и еще в некоторых действиях правительства. Так. Кабинет министров обязал оборудовать все кассовые аппараты так называемыми «модулями безопасности». Тут цель двойная: во-первых, дать заработать «своим ребятам», которые эти модули продают (закупка подобных аппаратов у других фирм запрещена), а во-вторых, — опять же, собирать досье на граждан, поскольку информация с этих модулей передается в налоговую службу. 

Особенно это касается операций с валютой. Как видим, все четко укладывается в один сценарий.

Простая и четкая, многократно высказанная мысль: чтобы граждане декларировали свои доходы, у них должно быть доверие к власти, а она его утратила. Добавим — у народа возникают оправданные сомнения в целесообразности существования такой власти в принципе.
По определению нельзя требовать от команды «проФФесионалов» знания идей Руссо об общественном договоре. Скорее всего, они и фамилии такой не слышали. Потому постараемся кое-что для них объяснить.

Взаимоотношения гражданина и государства должны быть двусторонними. Гражданин, платя налоги, не только хочет знать, на что идут его деньги, он должен видеть вполне конкретную пользу лично для себя от деятельности государственных институтов: в обмен на выплаченные налоги его должны защищать, лечить, заботиться об образовании его детей, хоть как-то следить, чтобы гражданин не оказался нищим на улице...

У нас же все государственные конторы и ведомства всячески дают понять, что существуют исключительно сами для себя, гражданин там явно лишний. Потому смысла в их существовании наш налогоплательщик и не видит. Если взимают деньги за ремонт домов и дорог, а ремонтов не видно, если берут на бесплатную медицину, а на самом деле она таковой не является, тогда уплата налогов в глазах граждан выглядит натуральным грабежом. А от грабежа каждый старается обезопаситься, это вполне естественная реакция.

Кстати, о грабежах. Как известно, сегодня в каждой инициативе власти следует сразу искать две составляющих — коррупционную и политическую. И обе, как правило, находятся. В данном случае эксперты предостерегают: поскольку проверить правильность деклараций всех 30 миллионов работающих практически невозможно, контроль будет осуществляться выборочно.

Вопрос в том, по каким критериям будет делаться выборка. На практике это означает появление «белых» и «черных» списков. В первый список попадут те, кого нельзя трогать ни при каких обстоятельствах по причине занимаемого положения или близости к власти. Сюда же, без сомнения, можно будет попасть, выразив соответствующую благодарность руководству региональной налоговой службы.

А в «черный список» прежде всего попадут те, чей бизнес приглянулся кому-то из фигурантов «белого списка». Как известно, нормативные документы в сфере налогообложения намеренно запутанны и все время меняются. Чтобы уследить за этими изменениями, даже опытному бухгалтеру придется забыть о личных делах и посвятить все свободное время изучению постоянных изменений и дополнений. И все равно найдется, за что «взять на крючок» даже самого законопослушного гражданина. Как видим, возможности для коррупции открываются безграничные. Это вместо обещанной борьбы с нею.

И политическая составляющая тоже вырисовывается в полный рост: в неуплате налогов можно будет обвинить сторонников оппозиции или просто чересчур активных граждан, которые слишком часто ходят по судам, отстаивая свою правоту в борьбе с властями. Вспомним: в США долго не могли доказать причастность печально известного Аль Капоне к уголовным преступлениям, но вот на неуплате налогов его таки смогли подловить и посадить. А уж тюремщики постарались, чтобы их подопечный вышел на волю физически и умственно недееспособным...

Вот и у нас «страшилка» получается — лучше некуда! Правда, пользы государству что-то не видно — конечно, если не считать государством упомянутых 100 граждан.

ИСТОЧНИК : http://fraza.ua/news/

Комментариев нет:

Отправить комментарий