Есть такой старый, еще советских времен, анекдот о враче —
«ухоглазе»: к нему, мол, следует обращаться, если все время слышишь
одно, а видишь другое. Теперь такая врачебная специализация будет очень
востребованной: создается впечатление, что вся Украина живет в одном
пространстве, а ее власть — в другом, виртуальном, где все видится
в ином свете. Иначе как объяснить анекдотические несовпадения реального
положения дел в стране и его оптимистических оценок со стороны высшего
руководства державы?
Вот буквально на днях премьер-министр
осчастливил не только страну, но и весь мир призывом не верить
в украинские «страшилки» для бизнеса. Дескать, иностранный бизнес
настораживают слухи о неблагополучной ситуации в стране,
а в неопределенной экономической среде предприниматели работать
не хотят.
И правильно делают, заметим.
Но Николай Азаров призывает
прекратить «спекуляции» на эту тему. Он утверждает, что правительство
не планировало и в дальнейшем не собирается увеличивать налоги
и усиливать административное давление на бизнес. Расчет, видимо, на то,
что иностранные бизнесмены не имеют никаких источников информации, кроме
официальных правительственных пресс-релизов, и вообще больше верят
ушам, чем глазам. В частности, иностранцы, наверное, не читают аналитические доклады МВФ, где написано: за последние
12 лет составляющая налогов и сборов в ВВП Украины возросла с 27,9%
до 39,1%, прежде всего — за счет НДС и акцизов, доля которых в ВВП
возросла вдвое. Добавим сюда планы введения новых налогов
и сборов, появившиеся в ближайшее время, — и уже можем делать вывод,
стоит ли верить сказанному премьер-министром.
Не отстает от главы
правительства и президент. 19 июня его пресс-служба обнародовала
высказывание Гаранта на встрече с руководством Верховной Рады
и представителями фракций: «Что касается нагнетания страхов или
разжигания страстей насчет возможного социально-политического коллапса
в Украине — такая постановка вопроса является неуместной, потому что
не подкрепляется фактами». При всем уважении к должности главы державы, позволим себе не согласиться: еще как подкрепляется!
Начнем с такого показателя, как государственный долг.
На конец 2012 года, по официальным данным, он составлял 515,51
миллиардов гривен. А на 1 июня — составил 548,154 млрд грн. или 68,579
млрд долларов, то есть вырос на 6,3% (за весь 2012 год — на 9%). И это
при том, что, по официальным же данным, Украина в текущем году уже
выплатила 4 миллиарда долларов внешних долгов из 7,5 миллиардов
подлежащих выплате.
О видах на будущее свидетельствует такой
интересный правительственный документ, как «проспект эмиссии евробондов
Украины». Там рост государственного и гарантированного долга Украины
планируется довести до 38,5% ВВП (на начало 2013 года — 36,6% ВВП).
Правда, следует отметить, что в экономической теории такое соотношение
государственного долга и ВВП не считается критичным, есть вполне
благополучные страны, у которых этот процент и побольше.
Размер
совокупного госдолга менее 60% ВВП для развивающихся стран считается
допустимым. Все зависит от размера ВВП, источников его формирования
и прочности всей экономики. Вот тут возникает много вопросов, начиная
с правильности самой статистики: мы механически сравниваем размеры ВВП
по годам, не учитывая рост цен. А если учитывать, тогда получается, что
по уровню ВВП мы не дотягиваем и до уровня докризисного 2007 года,
а госдолг с тех пор вырос приблизительно в четыре раза.
Теперь об источниках пополнения бюджета,
из которого должны выплачиваться эти самые долги. Власти всячески
отрицают засилье в стране монополий, контролируемых олигархами,
сращивание крупного бизнеса с чиновничеством. Но не видеть этого засилья
может только тот, кто не хочет видеть. Хуже всего то, что, как отмечают эксперты русской службы DW, олигархи
по понятным причинам не уверены в прочности своего положения, потому
стремятся к максимально быстрому получению сверхприбыли, не заботясь
о модернизации экономики: тот, кто арендует землю на один год, не будет сажать на ней фруктовый сад.
По словам
президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового, влияние олигархов
на власть и общество привело к снижению конкуренции и общей
экономической активности, что вызывает не только падение общественной
морали и терпимость по отношению к коррупции, но и приводит к сокращению
объемов производства и рабочих мест. Олигархи, имеющие доступ
к бюджетным средствам на поддержку «отрасли» (то есть себя, любимых)
и наладившие «хорошие отношения» с налоговыми органами, вряд ли могут
считаться эффективными донорами бюджета, скорее — наоборот. Кто же тогда
будет его пополнять, если «хозяева жизни» с деликатностью танка давят
конкурентов, в том числе — неэкономическими методами, с помощью
«карманных» чиновников и судов, а сами в бюджет не платят (или платят
не столько, сколько нужно бы)?
Еще один фактор, влияющий на экономическое положение страны, — долги по зарплате. На 1 февраля они составляли по всем отраслям 1 млрд 5 млн гривен.
Власти громогласно объявили этому явлению войну, после чего,
по состоянию на 1 июня, задолженность... выросла до 1 млрд 43 млн!
Заметим, что долги по зарплате на предприятиях государственной
собственности засчитываются во внутренний долг государства, потому два
эти показателя связаны.
Сюда же следует отнести задолженность по пенсиям и другим социальным выплатам. Мы хорошо помним, как в 2011-м
наш уважаемый премьер обещал в 2013 году добиться бездефицитности
Пенсионного фонда. Теперь об этом обещании он почему-то не вспоминает.
Напротив, наметились какие-то интересные тенденции с индексацией пенсий.
Если в 2012 году повышений
пенсии было пять, то в текущем — два, и больше не обещают. Специально,
чтобы этого не делать, придумана басня о якобы нулевой инфляции:
дескать, если ее нет, то и пенсии повышать нечего. Вместо
повышения введен предложенный Кабмином «усовершенствованный порядок
ежегодного перерасчета пенсий». Но мы-то знаем: сейчас любое
«усовершенствование» означает урезание чего-либо... В данном случае —
отсрочку повышения пенсий.
Около 3,5 миллиардов гривен достигла задолженность правительства перед пострадавшими при аварии на Чернобыльской АЭС.
Об этом сообщил заместитель главы парламентского комитета
по регламенту, депутат «Батькивщины» Андрей Пышный. И это лишь
по судебным искам, а сколько еще тех, кто в суд не подавал? Зато
в бюджете на выполнение решений судов заложено аж 153 миллиона...
А глава Комитета Верховной Рады по вопросам образования и науки Лилия Гриневич сообщила о намерении Кабмина урезать зарплаты учителям.
Такую угрозу несет проект постановления Кабмина «Об усовершенствовании
условий оплаты работы работников учреждений, заведений и организаций
отдельных отраслей бюджетной сферы».
Уже было сказано, что у нас
теперь означает «усовершенствование». Ряд нововведений, уверены
педагоги, приведет к существенному ухудшению оплаты их труда. Так,
в случае принятия документа в нынешней редакции учителя потеряют
ежемесячно от 294 до 361 грн из-за отмены надбавки за престижность
педагогического труда, еще 54-143 грн —вследствие отмены
надбавки за педагогические звания. Пострадают также библиотекари
и другие работники народного образования.
Впрочем, откуда возьмутся средства в бюджете, если Государственная служба статистики зафиксировала очередное падение объемов промышленного производства: в мае на 9,3% по сравнению с маем 2012-го,
в апреле на 2,2% по сравнению с апрелем прошлого года, а в марте —
на 5,2%. И так — год подряд! Какой уж тут рост ВВП в 3%, заложенный
в бюджет этого года?!
Программа активизации экономики, поспешно
придуманная Кабмином специально под кризис, нереальна хотя бы потому,
что опять-таки требует денег, которых у правительства нет. Кстати,
в феврале все тот же штатный баснописец Николай Азаров оценил
финансирование этой программы в 380 миллиардов гривен, а в постановлении
правительства по этому поводу уже фигурировала цифра в 461 миллиард.
Интересно, как будет выглядеть эта цифра осенью?
Поступления
от приватизации мизерны и другими быть не могут: ведь сколько-нибудь
привлекательные объекты тут же за копейки перехватывают «свои»,
а непривлекательные, естественно, не могут дать какие-то доходы.
В результате, хотя план приватизации на 2013 год предусматривал
выручить от продажи госимущества 10,9 млрд, однако за первые пять
месяцев не был выполнен даже на 1%. Правда, планируется продажа
пяти облэнерго, однако уже известно, кто будет покупателем,
а он уж явно много платить не станет, и никто не посмеет требовать
больше.
Не удивительно, что страна живет в долг, — других
источников денег у нее не осталось. Например, только на выполнение все
той же программы активизации экономики планировалось одолжить
у международных финансовых организаций 20,5 миллиардов гривен, а 379,5
миллиарда привлечь под государственные гарантии. В частности, в середине
июня Минфин разместил облигаций внутреннего государственного займа
на 476,6 миллиона гривен. С начала года Украина уже привлекла свыше
половины запланированных на год внешних заимствований — 135,5 миллиарда
гривен.
Напомним, кто забыл — долги имеют очень неприятную
особенность: их нужно отдавать. Да еще и с процентами. Видимо, поэтому
упомянутые облигации пользуются успехом только у крупных
финансово-промышленных структур, с которыми не расплатиться нельзя,
да у государственных же банков, которые вынуждены их брать (например,
«Ощадбанк»), а у физических лиц никаким спросом не пользуются. Что же
касается внешних займов, тут ситуация не из лучших: стоимость этих
займов для Украины повышают (с 7,5% в начале апреля до 9% в конце июня).
Напомним: банкиры берут дополнительный процент в качестве платы
за риск, если не уверены в платежеспособности заемщика.
Чем
в таком случае осенью выплатить $1,3 млрд по долгам перед МВФ?
Переодолжить у самого же МВФ? Такая возможность рассматривается,
но выглядит все более эфемерной: проклятые капиталисты испытывают
к нашему правительству все меньше доверия, к тому же требуют принять
непопулярные экономические меры, угрожающие существованию действующей
власти.
В результате ради экономии бюджетных средств проводятся меры столь же непопулярные, но не так бросающиеся в глаза. Например, резко урезаются расходы на местное самоуправление, «добиваются» инфраструктура, медицина и образование.
Причем, это не какие-то «страшилки» на неопределенное будущее: процесс уже идет. Так, мэр Тернополя Сергей Надал заявил недавно, что из-за непроплаты Госказначейством в городе возникли проблемы с ремонтом дорог и уборкой улиц: «В государстве
кризисная ситуация со средствами. Внешних заимствований никто не дает,
единственная возможность привлечь дополнительные средства — забрать
их у местных бюджетов. Сегодня местные бюджеты, имея свои средства,
не могут ими распоряжаться. Деньги казначейство не пропускает
по указанию сверху, чтобы использовать их там, где в первую очередь
необходимо государству. Фактически на бумаге мы средства имеем,
но воспользоваться ими не можем». А спустя несколько дней о точно таких же проблемах заявили мэры Полтавы, Львова и даже... Донецка!
Отсюда
очевидно: введение каких-то дополнительных налогов и сборов на местную
инфраструктуру, медицину и прочее, наподобие пресловутого законопроекта Калетника,
никак не решит проблему — изъятые таким путем деньги ухнут все в ту же
черную дыру. Вспомним, уже есть сбор на ремонт дорог, а где ремонт? Есть
сбор на развитие садоводства и виноградарства, а где развитие?
Только
не подумайте, будто мы радуемся бедам страны. Вовсе не радуемся. Но еще
меньше нам нравится, когда гражданам на этой волне пытаются морочить
головы, отрицая очевидное. Некоторые экономисты утверждают, что
есть способы поднять экономику Украины даже из полностью «лежачего»
положения. Может быть, но вряд ли эти способы заключаются в обмане
ее граждан, выдаче желаемого за действительное. Все равно содержимое
кошелька, сколь оно ни мало, перевесит все аргументы «проФФесионалов».
Как гласит восточная мудрость, сколько ни повторяй «халва», во рту
сладко не станет.
ИСТОЧНИК : http://fraza.ua/news/
Комментариев нет:
Отправить комментарий