15 ноября 2014 г.

Как предотвратить финансовый Чернобыль в Украине

Пока власть делит портфели, эксперты сделали более полезное дело: подсчитали, как можно сократить расходы госбюджета. Без этих мер делить будет нечего

В Украине обостряется финансовый кризис. Доходы государственного бюджета падают, расходы оплачиваются с помощью печатного станка. Такая политика не имеет перспективы. Единственный ответственный выход из ситуации - сокращение раздутых госрасходов, которые в 2014 году превысят 50% ВВП.

Бюджетный процесс в Украине никогда не был прозрачным. В этом году работа над бюджетом проходит на фоне переговоров о создании правящей коалиции в парламенте, в условиях экономического кризиса и грозных событий на Востоке страны. Все эти обстоятельства только повышают актуальность публичного и всестороннего рассмотрения государственного бюджета на 2015 год.


Обзор расходных статей бюджета 2014 года позволил рабочей группе VoxUkraine в составе Дмитрия Боярчука, Сергея Марченко, Илоны Сологуб и Владимира Федорина выделить три источника экономии государственных расходов. Уже с 2015 года могут быть сокращены расходы на 41,9 млрд гривен (2,75% ВВП 2014 года). При условии замораживания остальных расходов государственного бюджета на уровне 2014 года это позволит снизить нагрузку бюджета на экономику с 29% до 22,8% ВВП. (это без учета пенсионного фонда, местных  бюджетов и Нафтогаза)

Предлагается следующий подход к избыточным госрасходам: часть сокращается с 1 января 2015 года, часть - с 1 января 2016, часть - в ходе реформ образования, здравоохранения и социальной помощи - на протяжении одного-трех лет. 



  • За рамками рассмотрения остались бюджеты Пенсионного фонда, Нафтогаза и местных бюджетов, составляющие 20-25% ВВП. Полагаем, что там имеется не меньший резерв для сокращения госрасходов. В частности, необходимо демонтировать систему "специальных" пенсий, расходы на которые составляли в 2014 году около 4% ВВП.  В расчетах не учтены дополнительные расходы, которые могут возникнуть в ходе ликвидации, реструктуризации и приватизации государственных ведомств, предприятий и функций. Это означает, что для стабилизации госфинансов могут потребоваться дополнительные источники экономии (финансирования). Самый очевидный из них - приватизация.
  •          В перспективе одного-двух лет необходимо слить все социальные фонды, включая Пенсионный. Возможная цель - полная консолидация этих расходов в государственном бюджете.
  •         Необходимо провести аудит госпредприятий, находящихся в ведении министерств и ведомств. Часть из них должна быть ликвидирована, часть - приватизирована. Эта мера позволит снизить госрасходы и квазифискальное давление на бизнес, получить доход от приватизации, уничтожить очаги коррупции.
  •       В ходе бюджетной реформы и пересмотра функций государства в 2015 году предлагается ликвидировать:





  •      Необходимо рассмотреть вопрос о ликвидации Минкультуры, Министерства экологии (с выделением Службы по недрам и Водного контроля), Министерства энергетики.
  •         МИД может быть добавлена функция продвижения и поддержки экспорта и привлечения инвестиций - с жесткими KPI.
  •          Антимонопольная служба (АМС) должна быть реорганизована путем поглощения "смежных" служб, контролей и агентств (в том числе отвечающих за регулирование тарифов) и отмены коррупциогенных функций.
  •         Сокращение расходов на высшее образование (в среднем - на 30%) должно сопровождаться передачей ведомственных вузов под крыло Минобраза, с ускоренной подготовкой приватизации или ликвидации учебных заведений, готовящих кадры для конкретных отраслей экономики (например, аграрных).
  •         Радикальная реформа науки, предполагающая разгосударствление всех академий наук - НАНУ, Академии медицинских наук, Академии искусств, Академии педагогических наук, Академии аграрных наук, Академии правовых наук.
  •         В сфере социальных расходов - начать переход на систему проверки нуждаемости при выделении социальных пособий и льгот (means tested).
  •       Ликвидировать чернобыльскую зону, перевести льготы чернобыльцам на means-tested.
  •          При исчислении дотаций выравнивания необходимо изменить стимулы таким образом, чтобы у местных властей появилась мотивация для оптимизация бюджетной сети.
  •          Перевести выплату пособий матерям детей до трех лет на местный уровень (внедрив систему means-tested).
  •         В ходе реформы МВД на местах должны быть созданы компактные офисы (возможно, выборного) шерифа, отвечающие за преступления малой и средней тяжести, - вместо громоздких отрядов муниципальной милиции.
  •         Необходимо создать более подробную и прозрачную систему представления данных о расходах главных распорядителей бюджета.
  •        Должна быть создана новая система информации по госзакупкам - чтобы их можно было отслеживать не только по факту объявления тендера, но и на перспективу - и ставить вопрос о целесообразности тех или иных расходов
  •        Бюджеты госмонополий до их приватизации или реструктуризации - Нафтогаза, Укрзализницы, Энергоатом и пр - должны утверждаться вместе с госбюджетом.


Авторы: 
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Case Украина
Илона Сологуб, исследователь Киевская школа экономики (KSE)
Владимир Федорин, публицист, редактор-основатель Forbes Украины
Сергей Марченко, координатора внедрения реформ Координационного центра по внедрению экономических реформ при Президенте Украины


Информационное агентство



Комментариев нет:

Отправить комментарий