Пока власть делит портфели, эксперты сделали более полезное дело: подсчитали, как можно сократить расходы госбюджета. Без этих мер делить будет нечего
В Украине обостряется финансовый кризис. Доходы государственного бюджета падают, расходы оплачиваются с помощью печатного станка. Такая политика не имеет перспективы. Единственный ответственный выход из ситуации - сокращение раздутых госрасходов, которые в 2014 году превысят 50% ВВП.
Бюджетный процесс в Украине никогда не был прозрачным. В этом году работа над бюджетом проходит на фоне переговоров о создании правящей коалиции в парламенте, в условиях экономического кризиса и грозных событий на Востоке страны. Все эти обстоятельства только повышают актуальность публичного и всестороннего рассмотрения государственного бюджета на 2015 год.
Обзор расходных статей бюджета 2014 года позволил рабочей группе VoxUkraine в составе Дмитрия Боярчука, Сергея Марченко, Илоны Сологуб и Владимира Федорина выделить три источника экономии государственных расходов. Уже с 2015 года могут быть сокращены расходы на 41,9 млрд гривен (2,75% ВВП 2014 года). При условии замораживания остальных расходов государственного бюджета на уровне 2014 года это позволит снизить нагрузку бюджета на экономику с 29% до 22,8% ВВП. (это без учета пенсионного фонда, местных бюджетов и Нафтогаза)
Предлагается следующий подход к избыточным госрасходам: часть сокращается с 1 января 2015 года, часть - с 1 января 2016, часть - в ходе реформ образования, здравоохранения и социальной помощи - на протяжении одного-трех лет.
- За рамками рассмотрения остались бюджеты Пенсионного фонда, Нафтогаза и местных бюджетов, составляющие 20-25% ВВП. Полагаем, что там имеется не меньший резерв для сокращения госрасходов. В частности, необходимо демонтировать систему "специальных" пенсий, расходы на которые составляли в 2014 году около 4% ВВП. В расчетах не учтены дополнительные расходы, которые могут возникнуть в ходе ликвидации, реструктуризации и приватизации государственных ведомств, предприятий и функций. Это означает, что для стабилизации госфинансов могут потребоваться дополнительные источники экономии (финансирования). Самый очевидный из них - приватизация.
- В перспективе одного-двух лет необходимо слить все социальные фонды, включая Пенсионный. Возможная цель - полная консолидация этих расходов в государственном бюджете.
- Необходимо провести аудит госпредприятий, находящихся в ведении министерств и ведомств. Часть из них должна быть ликвидирована, часть - приватизирована. Эта мера позволит снизить госрасходы и квазифискальное давление на бизнес, получить доход от приватизации, уничтожить очаги коррупции.
- В ходе бюджетной реформы и пересмотра функций государства в 2015 году предлагается ликвидировать:
- Необходимо рассмотреть вопрос о ликвидации Минкультуры, Министерства экологии (с выделением Службы по недрам и Водного контроля), Министерства энергетики.
- МИД может быть добавлена функция продвижения и поддержки экспорта и привлечения инвестиций - с жесткими KPI.
- Антимонопольная служба (АМС) должна быть реорганизована путем поглощения "смежных" служб, контролей и агентств (в том числе отвечающих за регулирование тарифов) и отмены коррупциогенных функций.
- Сокращение расходов на высшее образование (в среднем - на 30%) должно сопровождаться передачей ведомственных вузов под крыло Минобраза, с ускоренной подготовкой приватизации или ликвидации учебных заведений, готовящих кадры для конкретных отраслей экономики (например, аграрных).
- Радикальная реформа науки, предполагающая разгосударствление всех академий наук - НАНУ, Академии медицинских наук, Академии искусств, Академии педагогических наук, Академии аграрных наук, Академии правовых наук.
- В сфере социальных расходов - начать переход на систему проверки нуждаемости при выделении социальных пособий и льгот (means tested).
- Ликвидировать чернобыльскую зону, перевести льготы чернобыльцам на means-tested.
- При исчислении дотаций выравнивания необходимо изменить стимулы таким образом, чтобы у местных властей появилась мотивация для оптимизация бюджетной сети.
- Перевести выплату пособий матерям детей до трех лет на местный уровень (внедрив систему means-tested).
- В ходе реформы МВД на местах должны быть созданы компактные офисы (возможно, выборного) шерифа, отвечающие за преступления малой и средней тяжести, - вместо громоздких отрядов муниципальной милиции.
- Необходимо создать более подробную и прозрачную систему представления данных о расходах главных распорядителей бюджета.
- Должна быть создана новая система информации по госзакупкам - чтобы их можно было отслеживать не только по факту объявления тендера, но и на перспективу - и ставить вопрос о целесообразности тех или иных расходов
- Бюджеты госмонополий до их приватизации или реструктуризации - Нафтогаза, Укрзализницы, Энергоатом и пр - должны утверждаться вместе с госбюджетом.
Авторы:
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Case Украина
Илона Сологуб, исследователь Киевская школа экономики (KSE)
Владимир Федорин, публицист, редактор-основатель Forbes Украины
Сергей Марченко, координатора внедрения реформ Координационного центра по внедрению экономических реформ при Президенте Украины
Информационное агентство
Комментариев нет:
Отправить комментарий