3 сентября 2012 г.

Авария

26
апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Единственная авария, отнесенная к самому высокому 7 уровню опасности по международной шкале ядерных событий (ИНЕС). Ни до, ни после таких тяжелых аварий на атомных станциях не было.
Ошибочные действия персонала станции привели реактор в состояние, не предусмотренное регламентами, в котором проявились его технические недоработки. Каждый фактор по отдельности не мог привести к аварии. Их совпадение было, с одной стороны, случайным, с другой, закономерным, в том смысле, что рано или поздно это все равно должно было случиться. Слишком уж небрежным было отношение к процедурам безопасности на атомной станции, и во всех звеньях советской производственной системы.
В ночь на 26 апреля на четвертом энергоблоке станции операторы проводили эксперимент с целью повышения безопасности реактора при аварийном отключении энергопитания. Но эксперимент пошел не так. В 01:23 мощный взрыв разрушил реактор. Два человека погибли сразу, третий умер от ожогов утром.
На крыше реакторного здания и машинного зала от взрыва начался пожар. Его потушили за несколько часов. Но почти две недели разрушенный реактор выбрасывал в атмосферу радиоактивные вещества.


Для уменьшения выброса и предотвращения ядерного взрыва на горящий реактор было сброшено 5000 тонн различных материалов (песок, глина, свинец, доломит, карбид бора). Пытались охлаждать реактор снизу, построив под землей туннель. В итоге вокруг реактора были возведены мощные бетонные стены, которые накрыли стальной крышей. Строительство «саркофага» продолжалось 7 месяцев, и было закончено к середине ноября.
Пожарные и сотрудники, находившиеся ночью 26 апреля на станции – примерно 400 человек получили очень большие дозы облучения. 237 человек сразу были помещены в лечебные учреждения с диагнозом «острая лучевая болезнь». В течение суток их разместили в областных больницах и специализированных центрах. Диагноз подтвердился у 134 пострадавших. 106 человек после лечения поправились, 28 врачам спасти не удалось.
У населения ни одного случая острой лучевой болезни не было. Вопрос о защите 50-тысячного города атомщиков – Припяти встал сразу, как только стали ясны масштабы аварии. На вторые сутки всех жителей организованно вывезли в безопасные районы.
  • К участию в ликвидации аварии первоначально были привлечены 350 тысяч человек. Из них около 240 тысяч работали рядом с аварийным реактором и в 30-км зоне
  • Через 20 часов после аварии из города Припять было эвакуировано около 50 тыс. жителей. В последующий период в 1986 году из сельских населенных пунктов в радиусе 30 км вокруг станции, было эвакуировано еще около 70 тыс. человек. Отселение продолжалось до середины 90-х годов. Всего было переселено более 300 тыс. человек.
  • В начале мая 1986 года из чернобыльской зоны отчуждения было эвакуировано более 65 тыс. сельскохозяйственных животных. С мая по июль было забито около 120 тыс. животных .
  • В зоне строго радиационного контроля проживали около 400 тысяч человек.
  • Численность населения на всех загрязненных территориях первоначально составляла около 7 млн. человек
Решения по йодной профилактике и эвакуации в других населенных пунктах были запоздалыми и потому менее эффективными. Всего до конца 1986 года из 30-км зоны и из некоторых населенных пунктов за ее пределами было эвакуировано более 116 тысяч человек.
На станции и в населенных пунктах 30-км зоны были организованы контроль загрязнения людей, помывка и замена одежды, раздача медицинских препаратов и т.д.
Район аварии был оцеплен. Через несколько дней была организована 30-км зона отчуждения с пропускным режимом. В последствии в зону отчуждения были включены наиболее загрязненные районы Беларуси, России и Украины, и установлен практически полный запрет на все виды хозяйственной деятельности.
К лету стали ограничивать потребление загрязненных пищевых продуктов, проводить мероприятия в аграрном секторе и дезактивировать населенные пункты. Через 1,5 месяца началось обследование детей для выявления патологии щитовидной железы, а в последующем масштабный скрининг всего населения.
Хуже всего обстояло дело с информированием населения. Жителям Припяти официально сообщили об аварии только через сутки, остальному населению через три дня. При этом не сообщалось, где и какие необходимы защитные меры. Информация в таком объеме не могла сыграть роль защитного фактора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий