14 ноября 2012 г.

Абаканские блогеры в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС ("Абакан", Абакан)

Нет здесь никаких бункеров, подземелий и их страшных обитателей

Продолжите фразу: "Нельзя съездить в Украину и не увидеть..." Подозреваю, что типичными ответами будут: "Черного моря", "Киева", "одесского привоза", "украинского сала"... Для абаканского блогера и путешественника Дениса Мукимова ответ всегда был однозначным: "... Чернобыльской АЭС!"
Планируя путешествие в Украину со своей девушкой, тоже блогером и любительницей странствий, Анной Кульченко, он включил в список достопримечательностей для обязательно посещения зону отчуждения ЧАЭС. А Анна была только "за". Они и познакомились, читая в блогах друг друга "путешественные" впечатления. А потом встретились и поняли, что в реальности им тоже интересно вдвоем, и теперь можно путешествовать вместе. Кроме украинской части поездки ребята заглянули на Кавказ: полюбовались Каспийским морем, побродили по Грозному... В общем, и в тоскливом октябре отпуск можно провести насыщенно. Но это, как говорится, уже совсем другая история. Подробнее об их странствиях можно почитать в их блогах.
Читателям "Абакана" Денис и Анна рассказали об экскурсии в зону отчуждения Чернобыльской АЭС. Из их рассказа станет понятно: как туда попасть, если у кого-то будет такое желание? Как сегодня выглядят Чернобыль, Припять и станция? И зачем им надо было туда ехать?

От идеи до осуществления
- Как у вас возникла идея попасть в зону отчуждения?
- (Денис): Я всегда мечтал увидеть ее своими глазами. Не только, чтобы сказать себе: "Я там был!" Но и чтобы сложилось собственное мнение о тех исторических событиях.
- (Анна): Впервые встретившись с Денисом, мы с ним проговорили весь вечер. В основном, о поездках. Так как и он, и я жить без них не можем. Он поделился, что мечтает побывать в Припяти. Я сразу сказала ему, что не прочь присоединиться. Так у нас появилась первая общая мечта. И мы ее осуществили!
- Знаю, что легально в охраняемую "зону" не так-то просто попасть. Как вы туда проникли? Решали вопрос с допуском из Абакана или уже по приезду в Украину? И какие документы и действия для этого требуются?
- Экскурсии для туристов в "зону" сегодня вполне легальные, согласованные с украинскими МВД и МЧС. Их проводят многие турфирмы Киева. Через сайт одной из них мы, сидя за компьютером в абаканской квартире, и организовали себе посещение зоны отчуждения в нужную дату. Делается это очень просто.
Сначала заказали авиабилеты в Киев, потом отыскали сайт киевской фирмы, организующей экскурсии по "зоне" и выбрали устраивающий нас вариант. Тут надо учитывать, что предлагаются не только однодневные посещения, но и двух-трехдневные, с ночевками в гостинице Чернобыля. Не заброшенной, а действующей. Приезжающих туда по разным делам немало. Так как у нас было много других планов, мы остановились на однодневной поездке. Еще один важный момент: экскурсии на русском языке проводятся не каждый день. Чаще всего они бывают на украинском и английском.
Затем (опять же, не отходя от компьютера) мы оплатили экскурсию, перечислив деньги с помощью банковской карты (для расчетов с украинскими фирмами "MasterCard" или "Visa" вполне подходит). Предоплата обязательна. Стоимость однодневной экскурсии в "зону" у всех турфирм примерно одинаковая: нам она обошлась в 105 долларов на человека. Вполне можно себе позволить. Потом передали турфирме через Интернет свои паспортные данные. Она заранее отправила их на КПП "Дитятки" перед въездом в "зону". Без предварительного согласования никого не пропускают: только по спискам и после паспортного контроля.
В определенный день мы были в Киеве, и оттуда нас на автобусе возили на экскурсию. От столицы Украины до "зоны" около 90 километров. Всего.
Конечно, есть и нелегальные экскурсии. Невозможно обнести всю "зону" глухим забором, чтобы не просочились нарушители. Проводники-нелегалы водят туристов на свой страх и риск и не несут никакой ответственности за их безопасность.
И Чернобыль, и Припять, и окрестности АЭС стали туристскими объектами
- И много сегодня туристов в "зоне"?
- Очень. Особенно иностранцев. Их подвозят к КПП автобусами. В нашей небольшой группе было семь туристов из Чехии, два - из США, два - из Украины и только мы - из России. Можно сказать, что сегодня зона отчуждения стала частью туристской индустрии Украины. Во многом это связано с ее популяризацией писателями-фантастами и создателями компьютерных игр, "населившими" эти места мутантами, сталкерами и другими будоражащими воображение персонажами.
- Насколько безопасно там находиться? Вас предупреждали о рисках? Выдавали какие-то средства защиты?
- Маршрут для туристов проложен таким образом, чтобы избежать самых загрязненных радиацией мест. В "рыжий лес" официальные экскурсии не водят. Как нам объяснили, опасности для жизни и здоровья от разовых легальных экскурсий нет. В местах посещения туристами радиация не превышает предельно допустимой нормы, и ее уровень постоянно измеряется. Самое "грязное" место, где мы были - возле "чертова колеса" в Припяти. Максимальное число, которое показал дозиметр в этом месте - 1853 микрорентген в час, что не так уж много.
Средств защиты нам не выдавали. В памятках о мерах безопасности, которые мы получили заранее, было рекомендовано быть в закрытой одежде, ничего не ставить на землю, не сидеть и не лежать на ней, не отклоняться от маршрута и ни в коем случае ничего не брать с собой на память. При большом желании и во время официальной экскурсии можно "нахватать" радиации, если заходить, куда не разрешают и совать в карманы предметы из "зоны" в качестве "сувениров". Кстати, за последнее даже предусмотрена уголовная ответственность. При прохождении КПП в обратном направлении всех туристов проверяют, в том числе заставляют проходить через "рамочки", которые пищат на повышенный уровень радиации. Предмет или одежда, загрязненные радиацией, тут же изымаются. Говорят, были случаи, когда некоторые туристы после проверки уходили в буквальном смысле без штанов. Такое могло произойти, если люди игнорировали запреты и лежали на травке в "фонящем" месте. В нашей группе обошлось без происшествий.
Маршрут
- Какие достопримечательности вам показали?
- Сначала мы поехали в Чернобыль. Он сегодня выглядит, как обычный город: хороший асфальт на центральной улице, в центре работают гостиницы, столовые (в одной из них мы сами питались), есть электричество, вода, регулярно завозят продукты в магазины. Вот только людей на улицах очень мало. Мы покупали в чернобыльском магазине хлеб. Надеялись приобрести и сувениры. Но у них эта индустрия пока развита слабо. Кроме простеньких магнитиков, ничего интересного не увидели. На наш взгляд, сувениры пользовались бы спросом, давали бы неплохой доход, и отбивали у экскурсантов желание "прихватить" с собой на память "радиоактивные" предметы.
Конечно, школ и садиков в Чернобыле нет. Но люди там живут постоянно. И официально (работающие в "зоне" милиционеры, пожарные, строители нового саркофага, обслуживающий персонал), и неофициально. Нам рассказывали, что сегодня в зоне отчуждения постоянно проживает около 500 самоселов. В основном, это пожилые люди, которые отказались уезжать из родных мест или вернулись туда позже. Власти смотрят на них сквозь пальцы. О рисках эти люди предупреждены.
Резко контрастирует с жилым Чернобылем его заброшенная часть, на месте домов сейчас лес.
На окраине Чернобыля нам показали водоем, где на последнем приколе стоят проржавевшие суда, которые когда-то подвозили песок и другие материалы для ликвидации аварии на станции. Говорят, что в жару те, кто работает в "зоне" купаются в этом и других водоемах, хотя делать этого нельзя.
- Какое впечатление произвела станция?
- После Чернобыля мы отправились туда. Бывшая АЭС смотрится, как большая промзона. Сначала мы подъехали к станции с обратной стороны, к пруду-охладителю. В программу для туристов входит кормежка хлебом гигантских сомов, которые там живут. За то время, пока люди их не ловили, их развелось видимо-невидимо, вода буквально шевелится. Старые сомы успели вырасти до нереально больших размеров, но никакие это не мутанты. Судя по всему, рыба сытая. За едой подплывает лениво. Экскурсовод рассказывал: если приманить голубя к краю воды, то сом его схватит и утащит. Мы, естественно, на слово не поверили и тут же провели эксперимент с голубем, который засняли на видео. Сомы на него никак не отреагировали. Скорее всего, это - очередная байка.
- А есть ли доля правды в других расхожих байках: про мутантов, подземелья и сталкеров?
- Сами мы не видели ни первого, ни второго, ни третьего. А когда спросили у экскурсовода, то он только посмеялся: нет здесь никаких бункеров, подземелий и их страшных обитателей. Выдумают же!
- Чернобыльская АЭС выглядит так, как на исторических фотографиях?
- Да, только сейчас к ней пристроили маленькую трубу. Мы были от нее метрах в двухстах: со смотровой площадки открывался знакомый по растиражированным снимкам вид. С 2010 года в стороне от станции начали строить новый саркофаг (или конфайнмент). Мы его видели и даже потихоньку сфотографировали на память, хотя туристам запрещают это делать под страхом того, что отформатируют флэшки фотоаппаратов. Пока на стройплощадке ничего особенного: смонтированы огромные дуги, работают краны... Это будет гигантский купол высотой более 100 метров, который закроет собой все здание станции. Саркофаг над саркофагом. Его построят рядом со станцией, а потом по рельсам на нее "надвинут". После того, как это сделают, будут потихоньку убирать и укреплять ненадежные конструкции старого саркофага. А не раньше, чем через 30 лет планируют начать работы по извлечению и утилизации ядерных отходов четвертого энергоблока. Не секрет, что в 1986 году ликвидаторы аварии закрывали четвертый энергоблок бетонной защитной оболочкой спешно, в экстремальных условиях. К настоящему времени в нем появились трещины, через которые содержимое взаимодействует с атмосферой. Так как для радиации границ не существует, и в случае утечки радиации это будет проблема не только Украины, но и других государств, деньги на строительство нового саркофага выделяли разные страны, в том числе ЕС. Строительство нового конфайнмента назрело давно, оно было утверждено странами "большой семерки" еще в 1997 году, как один из пунктов плана по борьбе с последствиями аварии на ЧАЭС.
- А в Припяти вы были?
- Да, туристов туда везут после осмотра АЭС. По пути мы проезжали по так называемому "Мосту Смерти" между станцией и Припятью: вроде бы обычный виадук через железную дорогу. Но, рассказывали, что после аварии многие жители Припяти выходили на этот мост смотреть зарево над станцией. Они не понимали, что происходит, и насколько это опасно. Соответственно, те люди уже вряд ли живы.
В отличие от Чернобыля, Припять полностью заброшенная. Из жилых сооружений там только будка с охраной на въезде. Мы не сразу поняли, что едем по бывшему городу. Видим по сторонам лиственный лес, а нам объявляют, что мы едем по проспекту Ленина в Припяти. Сам проспект теперь больше напоминает лесную просеку, а небольшие улочки - редколесье. Все вокруг заросло деревьями, многие из которых уже выше девятиэтажек. По Припяти мы ходили пешком. Приглядевшись, замечаешь в зарослях здания. И в них, и на балконах, и на крышах теперь растут трава и деревья. Оказалось, что природе нужно совсем немного времени, чтобы взять свое. Обрушившихся многоэтажек мы не видели. Бетонные "коробки" пока стоят. Но с этого года туристам запретили заходить в дома, так как они в плохом состоянии.
Посетили мы и бывший парк аттракционов. Жуткого впечатления ни он, ни Припять в целом не произвели. Видимо, сказалось, что были мы там в солнечный день и уже многое успели посмотреть. Видели проржавевшие карусели и машинки и своеобразный "символ" заброшенной Припяти - огромное "чертово колесо", которое собирались запустить 1 мая 1986 года. Но не успели из-за аварии. Теперь оно заметно накренилось. Подозреваем, что может рухнуть в любой момент.
Подходили ко многим зданиям бывшего города: ДК "Энергетик", советский супермаркет, ресторан... Заходили в дом культуры: в нем за сценой до сих пор стоят портреты украинских партийных деятелей и декорации... Время как будто остановилось. Заглянули в супермаркет: там сохранились витрины, тележки, автомат для продажи растительного масла на розлив... В магазине бытовой техники валяются разбитые плиты, телевизоры...
Вообще, от магазинов Припяти больше ощущения хаоса, чем разграбления, следы которого - повсюду в "зоне". Видимо, отсюда не рискнули вывозить крупные вещи, так как Припять от станции близко, и радиация здесь когда-то "зашкаливала". А так невооруженным взглядом видно, что в первые годы после аварии по зоне отчуждения прошли мародеры. Срезаны трубы домов, исчезло все, что представляло ценность... Куда это было вывезено? Кому продано? Кто пользуется зараженным радиацией "добром"? Неизвестно. Многие пропажи - крупногабаритные, их тайком на горбу через дырку в заборе не пронесешь, только грузовиками вывезти можно. А на всех дорогах - КПП. Отсюда предположение, что охрана "зоны" не возражала против вывоза из нее всего, что только можно.
Впечатлившие моменты
- Ваши самые сильные впечатления от "зоны"?
- Во-первых, потрясли памятники: и старые, и новые. И видеть их в этих местах жутко, и они совсем не официальные, вызывают живые эмоции. Например, на въезде в Чернобыль есть мемориальный комплекс, посвященный несуществующим населенным пунктам. Стоит около двухсот табличек с названиями всех украинских городов и деревень, которых не стало после аварии. С лицевой стороны они выглядят, как обычные указатели при въезде в населенные пункты. А с обратной - те же названия на черном фоне, перечеркнутые красной чертой. Проходишь, оглядываешься, и видишь "лес" черных табличек. Жуткое зрелище! Впечатлил и памятник пожарным в Чернобыле: они запечатлены за работой: кто тушит огонь вручную, кто схватился за голову... И лаконичная надпись на украинском: "Тем, кто спас мир". А недавно в Чернобыле поставили памятник событиям на Фукусиме в виде журавлика. Не ожидали его там увидеть!
Во-вторых, запомнилось посещение несуществующего села Копачи неподалеку от станции. Оно настолько сильно пострадало от радиации, что его пришлось не только сровнять с землей, но и глубоко закопать то, что осталось от домов. Таких похороненных населенных пунктов было немало (и в Украине, и в Белоруссии), но о них почти не говорят. От этой деревни осталось два объекта: памятник погибшим в Великой Отечественной войне сельчанам и здание детского сада рядом с ним, сохраненное по каким-то неведомым причинам. Возможно, собирались как-то его использовать во время ликвидации аварии, но не пришлось. Мы туда заходили. Детские кроватки, шкафчики, разбросанные плакаты, вещи, пыльные игрушки... Как будто кадры из фильма ужасов. Игрушечный медвежонок на подоконнике, наверное, сниться будет...
- Что вам дала эта поездка?
- (Денис): Для меня важно, что я там побывал и все увидел своими глазами. Это будто огромный музей под открытым небом. До этого мало читал и знал об аварии, а фантастикой и компьютерными играми на тему "зоны" я ни раньше, ни сейчас не увлекаюсь. Во время экскурсии пришло осознание циничности нашего государства по отношению к своим гражданам. Судьбы простых людей мало кого интересовали, правда до последнего скрывалась...
- (Анна): Я ехала и думала: ну что я во время легальной экскурсии увижу интересного!? На самом деле впечатлений, которые заставляют задуматься, было много. Больше всего меня поразило, как быстро природа уничтожает следы пребывания человека.
- Не хотите еще раз вернуться туда?
- У нас сразу возникло такое желание. Один день - слишком мало, чтобы напитаться впечатлениями. Уже начали планировать следующую поездку. Сначала хотим побывать в Национальном музее Чернобыля в Киеве. Не смогли туда попасть, так как был выходной. Там гораздо больше информации, чем на наших местных выставках: около 7000 экспонатов, в том числе рассекреченные документы. Вообще, в Украине более открыто говорят о неприглядных моментах разных исторических событий, чем у нас. В том числе, об аварии на Чернобыльской АЭС. Но, самое главное, хотим пообщаться с самоселами "зоны". Общение с людьми, их живые истории, - это самое ценное в любых путешествиях.


ИСТОЧНИК

Комментариев нет:

Отправить комментарий