14 марта 2013 г.

Пенсионная система: худшее, конечно, впереди!

В пылу послевыборных разборок незаметно прошла одна знаменательная дата и одно знаковое увольнение. Президент тихо уволил многолетнего главу Пенсионного фонда Украины Бориса Зайчука, а также исполнилась годовщина скандальной и, как оказалось, почти бесполезной пенсионной реформы. Все это является поводом для того, чтобы взглянуть на мрачные перспективы пенсионной системы и пенсионеров в Украине. К тому же, по некоторым данным, подавляющее большинство наших пенсионеров может ожидать “пенсионный геноцид”...

Почетная пенсия “динозавра”

Незаметный и не слишком известный даже политически озабоченной публике Борис Зайчук достоин того, чтобы сказать о нем пару слов. Впрочем, достоин он не славными делами своими, а тем, что без преувеличения является своего рода “динозавром” отечественной бюрократической системы. В Пенсионном фонде (ПФ) он пережил все власти и их смену, начиная с Кравчука!

В кресло зампредседателя ПФ Зайчук сел в 1993 году. Пост председателя правления он занимал с 1996 по 2008 год, пережив в этом кресле два срока Кучмы, полсрока Ющенко и нескольких премьеров. Только в 2008-2010 годах он “перезимовал” на должностях замсекретаря Совета нацбезопасности и посла в Хорватии. С приходом к власти Януковича Зайчук вернулся в кресло главы ПФ, где просидел еще без малого 3 года. Причиной такой “живучести” этого “аксакала” называют его полную неконфликтность, абсолютную “со-всем-согласность” и демонстративное отсутствие собственного мнения или, по крайне мере, желание таковое высказывать, даже если оно имеется. Это был исполнитель чужой воли, и в этом качестве он устраивал всех и всегда.

Уволил же его Янукович не за какие-то грехи и даже не за то, что пенсионная реформа потерпела поражение, и дефицит фонда неуклонно растет. Тем более, что Зайчук реформу не принимал, а лишь выполнял то, что ему велели свыше. Чиновник был уволен с занимаемой должности в связи с достижением предельно допустимого для пребывания в должности возраста — 62 года. Причем, в знак благодарности за многолетнюю безропотную службу его не отправили на пенсию, а дали возможность плодотворно потрудиться на посту посла Украины в тихой и по-мещански уютной Чехии. Совершать трудовые подвиги на дипломатической ниве в возрасте Зайчука закон позволяет.
Итак, Зайчук ушел, а проблемы в пенсионной системе не просто остались, а наоборот разрослись до катастрофических размеров. Кандидатура на его место пока даже не просматривается и, как утверждают эксперты, зависит не столько от профессиональности и необходимости проблемы решать, сколько от политических раскладов.

Провал бессмысленной затеи

Год тому назад вступил в силу закон “О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы”. Суть этих “мероприятий”, напомним, состоит в следующем. С первого января 2012 года началось поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет на протяжении десяти лет по шесть месяцев ежегодно. Мужчинам-госслужащим максимальный срок выхода на пенсию был увеличен с 60 до 62 лет. Кроме того, страховой стаж для получения пенсии был увеличен на 5 лет: для женщин — с 20 до 25 лет, для мужчин — с 25 до 30 лет.

Повышение пенсионного возраста и стажа было одним из требований МВФ для получения Украиной кредита, который в итоге так и не получили. Но главной целью реформы пенсий было сокращение дефицита ПФ, но и эта затея провалилась.

Весной 2011 года Тигипко заявил, что дефицит фонда ликвидируют к 2013 году. Но уже в октябре он поведал, что фонд станет бездефицитным к 2014 году. В то же время, дефицит не только не сократился, а продолжает расти огромными темпами.

Если в 2011 году, на старте реформы, говорили о 57 млрд. грн превышения расходов над доходами, то сейчас речь идет о 65 млрд. грн. Эта сумма покрывается из госбюджета. Иначе ПФ стал бы банкротом, а миллионы пенсионеров остались бы без пенсий.

Впрочем, это так называемые грязные цифры, учитывающие трансферты из бюджета на выплату пенсий отдельным категориям пенсионеров, которым государство доплачивает из своего кармана. Но даже без трансфертов цифры огромны. В 2011 году “чистый” дефицит официально составлял 19,5 млрд. грн. В 2012 году сначала обещали сократить его до 15 млрд. грн., но потом обещания утихли, и хотя окончательных цифр нет, есть основания полагать, что сумма если и будет меньше прошлогодней, то не намного.

Директор Института демографии и социальных исследований Элла Либанова, утверждает, что экономический эффект от повышения пенсионного возраста оказался минимальным и коснулся небольшой группы граждан около 150 тыс. человек. А эксперт Центра им. Разумкова Павел Розенко полагает, что экономический эффект от повышения пенсионного возраста составляет, в лучшем случае, несколько сотен миллионов гривен, что абсолютно не решает проблему дефицита Пенсионного фонда.

В Министерстве социальной политики сохраняют спокойствие и ожидают, что со временем принятые меры дадут кумулятивный эффект, и дефицит сократится. В ведомстве полагают, что плавное увеличение пенсионного возраста для женщин и общее увеличение страхового стажа с каждым годом будет вовлекать в новую систему все больше граждан, экономия на пенсиях будет расти, а дефицит снижаться. Чиновники считают, что в 2012 году только на женщинах было “сэкономлено” 2 млрд. грн., т.е. 10% “чистого” дефицита, а за 10 лет — 20 млрд. в нынешних ценах.

Нас ожидает “пенсионный геноцид”?

Но есть данные, что на достигнутом “покращенні” власть останавливаться не собирается и готовит, так сказать, “пенсионо-цид” для подавляющего большинства.

Закон об ограничении специальных пенсий для шахтеров, афганцев, чернобыльцев и подобных категорий граждан, в 2011 году был заблокирован протестами, а в 2012 его принятие сняли с повестки дня из-за выборов, но теперь к этому могут вернуться. Планируется, что закон отменяет все пенсии, назначенные по решению суда, а из действующих законов будут изъяты все нормы о повышающих коэффициентах для нескольких категорий специальных пенсионеров. После принятия этого закона в Украине не будет специальных пенсий для чернобыльцев, афганцев, шахтеров, ученых и т.д.

По данным интернет-издания “Экономическая правда”, граждан разделят на две неравные категории. Представители первой будут получать трудовую пенсию в размере 40% от средней зарплаты по стране, что на данный момент составляет 1200 грн. Во вторую категорию войдут несколько сотен тысяч специальных пенсионеров: бывших чиновников, судей, прокуроров, депутатов, которые будут получать пенсию в размере 80-90% от зарплат, но не больше десяти минимальных пенсий, что сейчас составляет около 8,5 тыс. грн. При этом затраты на содержание последней категории численностью до 1 млн. чел. будет сопоставимой с затратами на пенсии остальным примерно 12 млн пенсионеров и составит примерно по 100 млрд. грн. в год на каждую категорию.

Чувствуете “покращення” вместе с социальной справедливостью?!

Не там ищут!

Можно не сомневаться, что необходимость такого шага будет обоснована вопиющими пенсионно-демографическими проблемами.

Действительно, численность работающих граждан уже равна численности пенсионеров, которая составляет 13,6 млн человек. Это значит, что каждый работающий из своих налогов и сборов финансирует пенсию одному пенсионеру. Ситуация будет только ухудшаться из-за дальнейшего старения населения.

Значительная часть работающих имеют мизерные зарплаты, а потому их отчисления в ПФ также мизерны, что не позволяет его наполнять должным образом. По разным оценкам, около 6 млн работающих заняты в теневой сфере и вообще не платят никаких налогов. О безработных и вовсе говорить нечего. Все они в будущем станут получателями, как минимум, минимальной социальной пенсии или будут к трудовой пенсии необходимую доплату от ПФ, по сути, от государства. В 2012 году на такие выплаты планируется потратить около 20 млрд. грн.

Чиновники неустанно льют крокодильи слезы о том, что существующая сейчас в Украине солидарная система является неэффективной и устарелой. Действительно, солидарная система нормально работает там, где трудящейся молодежи больше, чем пенсионеров. В связи со старением населения, придется все более повышать пенсионный возраст, и вместо нынешних 60 лет поднимать его до 65, а там и 70, как в Европе, где процесс старения начался еще раньше.

Правда, в арабских странах с высочайшей рождаемостью это проблему наполнения социальных фондов не снимает, поскольку имеет место тотальная безработица прежде всего среди молодежи, что, кстати, и стало одной из важнейших причин “арабской весны”, но это уже другой вопрос.

Проблему пытаются решить путем перехода с солидарной на накопительную систему пенсионного обеспечения. Но реально просто попытка освободить государство от ответственности за пенсионное обеспечение в старости и переложить его на самих граждан. На Западе, откуда накопительную систему хотят позаимствовать, она на волне кризиса затрещала по всем швам. Лопающиеся финансовые пузыри, дефляционное схлопывание перегретых спекуляциями рынков, бесконечная эмиссия денег ведут к тому, что пенсионные накопления обесцениваются и тают, пенсионерам безбожно урезают выплаты, и они впадают в нищету. Об этом у нас говорить не принято.

Представляется, что в поисках денег на финансирование расходов Пенсионного фонда власти ищут явно не там.

Огромнейшим резервом для наполнения социальных фондов являются средства, выводимые олигархами в оффшорные юрисдикции. Они исчисляются десятками миллиардов долларов. Ведь именно в оффшорных зонах, а не в Украине концентрируются основные прибыли олигархического капитала.
Разговоры о суровом налогообложении капиталов, выводимых в офшорные зоны идут давно, но без видимого результата. Широко разрекламированные недавний визит Януковича на Кипр и подписание там некоего нового договора об избежании уклонения от налогов при ближайшем рассмотрении оказывается фикцией. Известно, что именно Кипр остается для наших олигархов главным налоговым убежищем. Но по словам министра финансов Юрия Колобова введение новых мер позволит получить в бюджет дополнительно аж 1 млрд. грн. Это же копейки по сравнению с миллиардами долларов, уходящими на “остров сокровищ”.

Если чиновники намерены все же решать проблему наполнения ПФ, им следует браться, прежде всего, за оффшоры, а не за базарных лоточников. Но чиновники у нас, как известно, стоят на страже интересов олигархии. А ворон ворону глаз не выклюет...

Александр КАРПЕЦ

ИСТОЧНИК



2 комментария:

  1. Анонимный15.03.2013, 19:13

    Все верно. Как страшно жить

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный15.03.2013, 21:03

      Ну начинается! Была радиофобия. Теперь уже и жить страшно. Ну и куда мы дойдем с таким настроем:? Не надо панических настроений. Не надо ныть. Все будет хорошо !. Если не у нас, то у кого то… Все равно радостно за других..

      Удалить