18 мая 2013 г.

Дневник чернобыльца

Многие события тех дней уже стали историей, а последствия - историями болезней в архивах медучреждений. Но, несмотря на «срок давности», Чернобыль по-прежнему «висит» над нами темной грозой…

27 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла трагедия - на самой мощной в СССР атомной электростанции взорвался четвертый энергоблок. Реактор был полностью разрушен, в окружающую среду выброшено большое количество вредных веществ. Авария расценивается как крупнейшая за всю историю ядерной энергетики.

…Ровенчанин Анатолий Федотович Григорец принимал участие в ликвидации последствий аварии и сооружении саркофага, он находился в Чернобыле двадцать дней, но какие это были дни - равные целой жизни! Анатолий Федотович получил в подарок именные часы из рук генерал-полковника В. Осипова, медаль «Чернобыль», а еще множество болезней и мало признательности и уважения от власти.

А. Григорец рассказывает, что идея написать о Чернобыле пришла ему в голову после одного случая. Он и его товарищи, в очередной раз отстаивая свои права, находились у здания облгосадминистрации. К ним подошел школьник и поинтересовался, кто они такие. Услышав ответ: «Чернобыльцы», спросил: «А кто это?». И вот мы вместе с ровенчанином-чернобыльцем пишем его дневник. Он не претендует на точность в датах, ведь с тех пор прошло немало лет, но это воспоминания непосредственного участника событий.

17 июля 1986 года. Начало

Вот и подошло время отпуска… Замечательно! Моя жена и дети так долго ждали, когда мы поедем отдыхать. К морю, и только к морю! Дорожно-экспуатационный участок РШСУ какое-то время обойдется и без меня. Завтра пойду на рыбалку, на Валентиновский став, посижу пару часов с удочкой.

18 июля 1986 года

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день… Да, такая рыбалка запомнится надолго! Сижу, ужу рыбу, и тут тебе, как чертик из табакерки, военный УАЗик, вручили повестку прямо у воды. Завтра уже отправка… В Чернобыль. Что-то сердце екает. Ну, ничего, справлюсь, а вот отдых придется перенести. Жаль. Жена расстроилась. Лида плакала, успокаивал, как мог. Ну, то, что меня призвали не удивительно, я ведь раньше служил в батарее боевого обеспечения, заместителем командира взвода был, в моем подчинении находилось отделение химической разведки. Знаю, что такое атомная энергия! Бывших солдат Советской Армии не бывает! Родина сказала: «Надо!», мы ответили: «Есть!».

20 июля 1986 года

Сегодня мы прибыли в военную часть 185/86, в село Ораное, до Чернобыля рукой подать. Распределение проходило долго, завтра выезжаем на объект. Жутко устал от перелета и переезда. Работники КГБ провели воспитательные беседы, что можно говорить, а что не стоит.

21 июля 1986 года.

Первый день. В шесть утра сели в машины и двинулись в Чернобыль. Трасса была, если можно так сказать, напряженной. Непрерывный поток, туда и обратно, автомобилей, автобусов. Напряжение и в словах, и во взглядах попутчиков. Все меньше улыбок. Опустевшие поселки с садами, порыжевшие деревья с красными яблоками, рыжие леса… На обочине надпись: «Заражено». Сам Чернобыль усилил жуткое впечатление: мертвые дома, валяющиеся игрушки, кое-где еще колышется на веревках белье. Как в страшном сне. Возле 5 и 6 блоков - развод, распределение по бригадам. Я попал в коллектив по укладке железобетонных плит на промплощадке. Мы клали их на грунт, а потом ребята их асфальтировали. Все делали быстро, чтобы задержать радиоактивную пыль. Почувствовал во рту привкус йода, наверное, так организм реагирует на радиацию. Жуткая жара! Работали в противогазах, снимать их было нельзя. Еле выдержал! Все же под конец рабочего дня снял. Не могу.

24 июля 1986 года

Немного освоился. Сегодня, вместо противогазов, нам выдали «лепестки», в них, хоть немного, но легче. Первый день - на грейдере, у стен четвертого реактора. На этом виде техники я работал сразу после армии. Идет строительство саркофага, заливается фундамент шестиметровой бетонной стены. Зрелище - жуть! Еще страшнее, когда представишь, сколько эта «жестянка» погубила жизней и сколько еще погубит! Мы подготавливали дорогу для подъезда японского крана, который должен был устанавливать купол над реактором.

26 июля 1986 года

Я удивляюсь тому, насколько некоторые не понимают, где они находятся! На территории Чернобыля видел брошенные автомобили, а вокруг них сновали такие же, как я, «призывники», они снимали разные детали, чтобы увезти с собой и продать. Они увезут смерть!

1 августа 1986 года

Сегодня работал на крыше четвертого реактора. Мы разбирали кирпичи, мусор, грузили все это в машины и вывозили. Жара не дает нормально работать, нервы на пределе. Недавно познакомился с Серегой, одесситом из Донецка, сдружились сразу. Он веселый, балагурит, поддерживает наш дух. Вечером такая тоска по дому одолела… Как там мои? Переживают, наверное… Соскучился, но связи с ними нет. Многие из тех, кто тут работает, стремятся на четвертый энергоблок, чтобы быстрее набрать 25 рентген. Каждое утро нам выдают дозиметр, который мы называем «карандашом», вечером - сдаем. Если набрал норму, отправляют домой. Но, несмотря на то, что домой хотят все, настрой один: как можно быстрее ликвидировать последствия аварии.

2 августа 1986 года

Много писать не могу - работы валом. Очень болят спина, руки и ноги. Усталость накапливается. У некоторых начинает «срывать крышу». В нашей 26-й военной бригаде с выпивкой очень строго. Командир посиделок не приветствует, точнее, на алкоголь строгий запрет! Недавно пришлось стать свидетелем неприятного случая: два прапорщика выпили, им показалось, мало. Решили ехать на БТРе за спиртным в село. По дороге загнали машину в болото. Пришли в часть за другим БТРом и «спалились». Командир выставил их перед строем и сорвал с них погоны!

3 августа 1986 года

Я уже считаю дни до отправки домой, точнее, рентгены. Скоро увижу свою семью. Я будто в аду побывал или на какой-то другой планете. Видел реактор ночью - везде огни, люди копошатся, техника гудит, все это на фоне разрушенного здания, кучи железа. Сегодня парню стало плохо - поднялось давление, носом пошла кровь. Наверное, переработался, а, возможно, жара влияет или радиация. Меня тоже иногда подводит самочувствие.

6 августа 1986 года

Все, конец чернобыльской службы. В палаточном городке сегодня торжественно и празднично. У всех приподнятое настроение. Центральная аллея палаточного городка украшена красными флагами. Мне вспомнилось, как в один из дней здесь появились плакаты: «Время рождает героев. Место подвига - Чернобыль!», а рядом - портреты военнослужащих, первыми вступившими в яростную хватку с необузданной стихией. С того дня галерея пополнилась другими портретами, стали известны имена отважных.

В 10 часов в часть прибыл командующий Киевским военным округом генерал-полковник В. Осипов. Он сообщил, что часть награждена вымпелом министра обороны СССР за мужество и воинскую доблесть. Мы успешно выполнили задание, трудились на самых трудных участках добровольно, шли туда, где порой отказывалась работать техника. Мне вручили именные часы. Пусть это и нескромно, но, глядя на станцию и реактор, понимаю, что в общем деле по борьбе с невидимым врагом есть и моя часть. Мы досрочно сдали первый и второй блок АЭС после дезактивации, работали на третьем блоке. Но надеюсь, что больше никогда сюда не вернусь и не вспомню о Черной были. Конечно, медики грозятся, что может пошатнуться здоровье, но я же мужик крепкий, никогда ни на что особо не жаловался. Все. Домой…

Август 2012 года

Сегодня внучка Ева нашла в шкатулке медаль «Чернобыль» и попросила рассказать о событиях на АЭС. Рассказал, слушала заинтересованно. О том, что я был там, знают и другие мои внуки – Маша и Ярослав. Кстати, медаль я на грудь не вешал ни разу. Когда был молод - стыдно было (ее мне вручили в тридцать лет). Я же не ветеран, на войне не был. Хотя, как сказать… А сейчас уже ни к чему.

Сентябрь 2012 года

Луганск. В парке возле здания облгосадминистрации «чернобыльцы» разбили палаточный городок. Сюда приехали представители всех городов области. В руках - плакаты с требованием выплатить положенную по закону пенсию. Инвалидов-ликвидаторов и пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС лишили льгот. Мы требуем выполнения статей 50, 54 «чернобыльского» закона в полном объеме (о выплате в полном объеме пенсий по судебным решениям). Один из участников акции Владимир Репин из Лисичанска голодал в знак протеста. Среди нас есть те, кто перенес инсульт. Что происходит в нашей стране? Но мы благодарны нашему правительству за то, что через 26 лет мы смогли встретиться и вместе, как раньше, ночевать в палатках.

**

Теперь я ежегодно прохожу лечение, у меня воспалены лимфоузлы, перенес операцию. Девять месяцев находился в больнице, прошел химиотерапию, облучение. Там, в Чернобыле, радиации не хватило - добавляю здесь… Но это уже другая тема.

Май 2008 года

Вот уже который день у меня воспалены лимфоузлы. Жена просит не надеяться на «авось», а пойти на прием к врачу. Знаю, неспроста все это. О себе, в который раз, напоминает Чернобыль. Ну, да ладно, пойду.

**

Меня положили в хирургическое отделение. Уколы, капельницы… Врачи говорят, что, скорее всего, направят на обследование в Луганск. Только бы не онкология, семья не переживет…

**

Уже несколько дней нахожусь в отделении хирургии в Луганске. Прохожу все заново: рентген, анализы, осмотры…

Июль 2008 года

Третье онкологическое отделение. Перед операцией не мог найти себе места, в голову лезли дурные мысли. Писать об этом сейчас уже не хочется. Опухолевую ткань отправили на анализ в Харьков. Жду результатов. Надеюсь, что опухоль не будет злокачественной…

***
Самые страшные мои опасения подтвердились… Где взять столько силы, чтобы выстоять? Физическая-то есть, а вот моральной – не хватает. Рядом с нашим отделением находятся тубдиспансер и морг. Каждый день, по несколько раз, в морг возят каталки с умершими. Откуда тут взяться положительным эмоциям?

***

Я постоянно ощущаю поддержку жены. Лида и вида не показывает, что расстроена, но я-то все равно замечаю, как иногда на глаза у нее наворачиваются слезы, как изменяется и глохнет голос, когда мы с ней разговариваем. Дети тоже не дают расклеиваться, за что я им очень благодарен. Все же мне повезло. Мой лечащий врач Владимир Дмитриевич Лысак – целитель от Бога. Он очень интересная личность – где пошутит, где пожурит, очень внимательный. Таких бы специалистов да больше! Держусь и благодаря ему. Мне назначили химиотерапию. Это лечение онкологического заболевания при помощи ядов и токсинов. Знаю, что побочные эффекты от этой процедуры жуткие – выпадение волос, ухудшение самочувствия, тошнота и многое другое.

Август 2008 года

В течение 25 дней я облучаюсь. Хожу в соседнее отделение. Врачи утверждают, что лучевая терапия – неотъемлемая часть лечения, которая мне необходима. В Чернобыле начал, тут добавляю себе рентгены. Чувствую себя, мягко говоря, не очень. Аппетит пропал, тошнит. Хочу домой, все надоело. Будет ли когда-нибудь этому конец? Жалею ли я о том, что когда-то судьба забросила меня в Чернобыль? Меня об этом уже не раз спрашивали. Не знаю, я об этом не задумывался. Я ехал туда, зная, что спасаю, прежде всего, свою семью. Тогда я не думал, насколько это отразится на моем здоровье.

Январь 2013 года

Я уже устал морально и физически. Оббиваю пороги кабинетов чиновников различных уровней и инстанций, что-то доказываю… Обидно, обидно до слез, что нас, чернобыльцев, так «опускают». Я – инвалид второй группы, инвалидность связана с исполнением военных обязанностей в Чернобыле, потерял здоровье, а что приобрел взамен? Вот уже который месяц я не могу получить справку о заработной плате за девять дней работы в июле и шесть дней в августе 1986 года в зоне отчуждения, а все потому, что Ровеньковский дорожно-эксплуатационный участок, в котором я трудился в тот период, находится в стадии ликвидации. Документ мне нужен для начисления пенсии. Я обращался к главе ликвидационной комиссии, но он отказался ставить подпись под справкой о моей зарплате, мотивируя отказ тем, что первичная справка из военной части не сохранилась, а в финансовых документах, которые сохранились на предприятии, не отображено начисление зарплаты за работу на станции. Собираюсь писать письмо прокурору и народному депутату Украины, а также в Министерство социальной политики. А будет ли результат?


Апрель 2013 года

Не могу заснуть, одолевают воспоминания. Да и боль в ноге усиливается. Вот уже год, как мучаюсь. Лечусь, но многие лекарства из-за перенесенного онкологического заболевания мне не подходят. Для того, чтобы ходить по чиновничьим кабинетам, нужны здоровые ноги, а мои меня подводят. Вот так, на больных ногах в сентябре прошлого года отстаивал свои права в Луганске. Помню, сидим мы в палаточном городке, недалеко от обладминистрации, а рядом, на площади, концерт проходит, в поддержку одной из многочисленных партий. После него к нам в городок зашел один из выступающих. Он представился певцом и композитором, другом известного боксера-политика. Гость, который живет в Германии уже 16 лет, был очень удивлен, узнав, почему мы здесь находимся. Он сказал, что в немцы уважают чернобыльцев и считают, что именно они во второй раз спасли Европу. Там уважают, а здесь? Близится 26 апреля – черная дата. Опять у памятников будут красиво говорить о том, как помнят чернобыльские события и чтут тех, кто рисковал своей жизнью и здоровьем, опять возложат цветы. Но слушая их неискренние речи, хочется сказать: «Хватит!» Не нужен нам, чернобыльцам, пафос, дайте нам спокойно жить и пользоваться своими правами. А пока, лично для меня, Чернобыльская война продолжается, но только уже не с радиацией…

Надежда МУДРИК.


16 комментариев:

  1. Людмила18.05.2013, 14:03

    Вдова чернобыльца. Подпишусь под каждым вашим словом! Желаю вам выстоять ! Здоровья, сил, удачи,пусть Господь оберегает и спасает вас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила не обращайте внимания.Даст БОГ у ликвидаторов будет СВОЙ ЗАКОН и закончится вой анонимов.

      Удалить
    2. Анонимный19.05.2013, 12:33

      ГАЙВОРОНСКИЙ, если здесь не будет анонимов, то будешь только сам свои гениальные коменты читать.
      А закон у нас есть, нужно только оберегать его как дитя, а не выяснять кто аноним а кто нет...

      Удалить
    3. Без Вас и солнце не вставало-бы.

      Удалить
    4. Анонимный21.05.2013, 00:49

      Солнце не всавало бы, если бы ты небыл у руля...

      Удалить
  2. Анонимный18.05.2013, 20:57

    Гайворонский,а чем тебя не устраивает наш закон?А радиация влияла по разному на ликвидаторов и эвакуированных? Здоровье разве не потеряли и одни и другие?Сколько можно делиться?Есть закон и он должен выполняться!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Яков, г.Днепропетровск18.05.2013, 22:02

    Дай Б-г сил этому мужественному человеку выстоять! Семье - спасибо за поддержку! К сожалению, история - типична...
    А вот Надежде Мудрик - пожелание: внимательней редактировать воспоминания. Например: "...на крыше четвертого реактора. Мы разбирали кирпичи, мусор, грузили все это в машины и вывозили.Недавно познакомился с Серегой, одесситом из Донецка ..." ??????????????????????????
    Анатолию - спасибо за рассказ! Здоровья!!!!!!
    Алле - спасибо за публикацию!

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный18.05.2013, 22:11

    Да! История типичная! Вспомнил прошлое...я ведь тоже там был в это время! А теперь уже 5й раз из Казначейства присылают бумаги обратно! То запятую не там поставил..то дополнительно ещё что то надо ..задолбали сволочи! Скоро попросят комсомольский билет принести!Андрей!

    ОтветитьУдалить
  5. Я за льготы ликвидаторам и пострадавшим,но-по разным законам.Анониму 12:41 где Вы работали на ЛПА.Вы случайно не писатель?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный20.05.2013, 09:46

      Гайворонский, во-первых, ликвидаторы это и есть пострадавшие, во-вторых, сколько законов ты хочешь на одну проблему?
      1. для ликвидаторов
      2. для для переселенцев
      3. для детей чернобыльцев
      4. для учасников ядерных испытаний
      ----------------------------------------------
      5. для вдов
      6. для репки, кошки и мышки в отдельности
      7. для тех кто купил удостоверение чернобыльца
      Гайворонский, ты так представляешь себе чернобыльское законодательство?

      Удалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный20.05.2013, 13:54

    Гайворонский, в тебе умер исповедник или ты много на себя берешь. С недавних пор слово станционщик меня раздражает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный21.05.2013, 12:55

      Гайворонский, в тебе умер исповедник


      Он в нем и не жил!!!
      Среда обитания гнилая...

      Удалить
    2. Людмила24.05.2013, 17:17

      Людмила: Аноним - вы злой человек.. Перестаньте обижать людей своими "великими высказываниями.." То, что вас "задолбали" - не дает право так вести себя с людьми. У каждого свои проблемы..

      Удалить
  8. Людмила своей злостью и жадностью они сами себя губят.Задолбали они сами себя.

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный22.01.2014, 15:12

    Даже и не знала, что мой материал есть на этом сайте. Нашла случайно.

    ОтветитьУдалить