Профильный комитет Верховной рады и
общественный экспертный совет представили первые результаты обязательной
экспертизы законопроектов на предмет коррупционной составляющей.
Согласно полученным данным, почти треть инициатив, внесенных Кабинетом
министров в Раду за последние месяцы, несут в себе коррупционные риски.
При этом эксперты признают, что их выводы вряд ли помешают рассмотрению
этих законопроектов в парламенте, и надеются исключительно на
сознательность народных депутатов.
Результаты первой антикоррупционной
экспертизы зарегистрированных в Верховной раде законопроектов вчера на
пресс-конференции обнародовали глава комитета по вопросам борьбы с
организованной преступностью и коррупцией Виктор Чумак (УДАР) и
представители общественного экспертного совета. Обязательная экспертиза
была введена принятым в мае законом "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Украины относительно реализации государственной
антикоррупционной политики". Документ вступил в силу 9 июня (см. "Ъ" от 15 мая).
Эксперты проверили 31 законопроект, внесенный
в парламент Кабинетом министров в июле-августе. Господин Чумак
объяснил, что они решили сосредоточиться на правительственных
документах, поскольку у них больше всего шансов быть принятыми — 76%
законопроектов, одобренных во время прошлой сессии, были внесены в Раду
именно Кабмином.
"Из 31 законопроекта, проанализированного
нами, в восьми мы увидели достаточно серьезные коррупционные риски. В
семи случаях эти риски возникли из-за несовершенной технической
подготовки, но один документ может быть использован как общенациональная
коррупционная схема",— заявил Виктор Чумак.
Сопредседатель общественного экспертного
совета, директор Центра политических студий и аналитики Виктор Таран
отметил, что речь идет о законопроекте N2303а "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты по вопросам оценки имущества,
имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности". "Фонду
государственного имущества предлагают предоставить широкие и нечеткие
полномочия, чтобы решать, кого допускать на рынок оценки недвижимости.
Фонд станет допускать избранные компании, которые будут монополизировать
рынок. Последствия могут затронуть каждого — например, в виде повышения
цен на недвижимость. Мы за то, чтобы вообще отклонить этот
законопроект",— сказал господин Таран.
По данным экспертов, самые распространенные
коррупционные схемы в рассматриваемых инициативах — это усложнение
получения услуг от органов власти, предоставление широких и нечетких
полномочий чиновникам, а также "правовые дыры" в законодательстве.
Кроме того, господин Таран отметил
законопроект N3095 "О государственном регулировании в сфере энергетики",
который устанавливает для участников энергетического рынка штрафы в
размере от 1700 до 170 тыс. грн за ненадлежащее предоставление
информации или документов. "В документе ничего не говорится о том,
какими должны быть основания для начисления минимального или
максимального штрафа. В результате нарушитель может предложить взятку
уполномоченному лицу, чтобы получить наименьший штраф",— считает
эксперт.
Виктор Чумак сообщил, что результаты
исследования будут рассмотрены в профильном комитете Рады, после чего
комитет предоставит свои выводы. При этом народный депутат заверил
присутствующих, что уже на ближайшем согласительном совете в понедельник
он будет требовать не включать в повестку дня законопроекты, в которых
эксперты обнаружили коррупционные риски.
В то же время господин Чумак признал, что
выводы комитета не могут воспрепятствовать рассмотрению проблемного
документа в сессионном зале. "Вывод не остановит прохождение
законопроекта. Даже если этот вывод будет отрицательным, документ может
быть рассмотрен в Раде. Смысл нашей инициативы в том, что мы публично
показываем коррупционные риски всех законопроектов, и тут вопрос совести
народного депутата — голосовать за них или нет",— заявил он.
ИСТОЧНИК : http://www.kommersant.ua/doc/2266667
Комментариев нет:
Отправить комментарий