3 сентября 2013 г.

Букве закона отказано в прозрачности.

Профильный комитет Верховной рады и общественный экспертный совет представили первые результаты обязательной экспертизы законопроектов на предмет коррупционной составляющей. Согласно полученным данным, почти треть инициатив, внесенных Кабинетом министров в Раду за последние месяцы, несут в себе коррупционные риски. При этом эксперты признают, что их выводы вряд ли помешают рассмотрению этих законопроектов в парламенте, и надеются исключительно на сознательность народных депутатов.

Результаты первой антикоррупционной экспертизы зарегистрированных в Верховной раде законопроектов вчера на пресс-конференции обнародовали глава комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктор Чумак (УДАР) и представители общественного экспертного совета. Обязательная экспертиза была введена принятым в мае законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации государственной антикоррупционной политики". Документ вступил в силу 9 июня (см. "Ъ" от 15 мая).
Эксперты проверили 31 законопроект, внесенный в парламент Кабинетом министров в июле-августе. Господин Чумак объяснил, что они решили сосредоточиться на правительственных документах, поскольку у них больше всего шансов быть принятыми — 76% законопроектов, одобренных во время прошлой сессии, были внесены в Раду именно Кабмином.

"Из 31 законопроекта, проанализированного нами, в восьми мы увидели достаточно серьезные коррупционные риски. В семи случаях эти риски возникли из-за несовершенной технической подготовки, но один документ может быть использован как общенациональная коррупционная схема",— заявил Виктор Чумак.

Сопредседатель общественного экспертного совета, директор Центра политических студий и аналитики Виктор Таран отметил, что речь идет о законопроекте N2303а "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности". "Фонду государственного имущества предлагают предоставить широкие и нечеткие полномочия, чтобы решать, кого допускать на рынок оценки недвижимости. Фонд станет допускать избранные компании, которые будут монополизировать рынок. Последствия могут затронуть каждого — например, в виде повышения цен на недвижимость. Мы за то, чтобы вообще отклонить этот законопроект",— сказал господин Таран.

По данным экспертов, самые распространенные коррупционные схемы в рассматриваемых инициативах — это усложнение получения услуг от органов власти, предоставление широких и нечетких полномочий чиновникам, а также "правовые дыры" в законодательстве.

Кроме того, господин Таран отметил законопроект N3095 "О государственном регулировании в сфере энергетики", который устанавливает для участников энергетического рынка штрафы в размере от 1700 до 170 тыс. грн за ненадлежащее предоставление информации или документов. "В документе ничего не говорится о том, какими должны быть основания для начисления минимального или максимального штрафа. В результате нарушитель может предложить взятку уполномоченному лицу, чтобы получить наименьший штраф",— считает эксперт.

Виктор Чумак сообщил, что результаты исследования будут рассмотрены в профильном комитете Рады, после чего комитет предоставит свои выводы. При этом народный депутат заверил присутствующих, что уже на ближайшем согласительном совете в понедельник он будет требовать не включать в повестку дня законопроекты, в которых эксперты обнаружили коррупционные риски.

В то же время господин Чумак признал, что выводы комитета не могут воспрепятствовать рассмотрению проблемного документа в сессионном зале. "Вывод не остановит прохождение законопроекта. Даже если этот вывод будет отрицательным, документ может быть рассмотрен в Раде. Смысл нашей инициативы в том, что мы публично показываем коррупционные риски всех законопроектов, и тут вопрос совести народного депутата — голосовать за них или нет",— заявил он. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий