"Вы поддерживаете или не поддерживаете строительство новой атомной станции в Литовской республике?" - на этот вопрос ответят граждане страны на референдуме 14 октября. Что делать с его итогами, политики пока не знают.
14 октября в Литве пройдут выборы в сейм. В этот же день состоится референдум по вопросу строительства в стране Висагинской АЭС, ставшему одним из основных сюжетов парламентской кампании. Исход выборов, согласно прогнозам аналитиков, вполне предсказуем. Успех прочат "Партии труда" (ПТ) и "Социал-демократической партии Литвы" (СДПЛ), а правящую партию "Христианских демократов Литвы" (СО-ХДЛ), судя по прогнозам, ожидает уход в оппозицию. А вот будущее ядерной энергетики в Литве и после референдума едва ли быстро прояснится.
Большинство - против АЭС
"Я ни за, ни против", - улыбается социолог Владас Гайдис, глава Центра исследования общественного мнения и рынка Vilmorus. Такой же точки зрения по поводу строительства в стране новой АЭС, как показал опрос, проведенный Vilmorus в июне 2012 года, придерживаются 16 процентов респондентов.
Владас Гайдис |
За возведение атомной станции выступают 22 процента опрошенных, против - 62 процента. У Римантаса Вайткуса, директора Висагинской АЭС, чуть другие данные - против выступает около 50 процентов. Но разница в цифрах едва ли меняет тенденцию - граждане Литвы в большинстве своем не хотят возврата к ядерной энергетике. Хотя еще три года назад картина была иной: 59 процентов - "за", 21 - "против".
Нынешняя реакция общества - не экзистенциальный страх перед мирным атомом, уверен Владас Гайдис. Напротив, литовцы, по его выражению, всегда поддерживали производство. Главная причина негативного отношения к АЭС, объяснил Гайдис в интервью DW, лежит в экономической плоскости - избиратели боятся, что государство - основной инвестор проекта - наберет кредитов, отдавать которые придется всем: "А для литовца "долг" - страшное слово".
Энергетическая независимость
Атомная станция, безусловно, нужна, потому что у страны практически нет конкурентоспособных источников генерации электричества, подчеркивает директор Висагинской АЭС Римантас Вайткус. И указывает, что Литва - рекордсмен ЕС по импорту электроэнергии - очень зависима от одного поставщика - России, от ее газа и электричества.
Основной аргумент тех, кто выступает за новую АЭС, - энергетическая независимость страны. "Мы воюем", - заявил в ходе проходившей в конце сентября в сейме дискуссии глава парламентской комиссии по энергетике Рокас Жилинскас. И война эта, как он выразился, "ведется не с помощью танков, а пропаганды".
Война идет, соглашается зампредседателя партии "Литовский союз крестьян и "зеленых" (ЛСКЗ) Томас Томилинас, добавляя, что "литовские власти воюют со своим народом, навязывая ему фукусимские реакторы".
Одна из статей концессионного договора, который готов к подписаниию участниками проекта (госкомпаниями Литвы, Латвии, Эстонии и японским концерном Hitachi), превращает Литву, горячится Томилинас, в "банановую" республику, поскольку запрещает Вильнюсу "предоставлять кому бы то ни было какую бы то ни было информацию об АЭС".
"Агенты Кремля" и альтернативы мирному атому
То, что сторонники АЭС оперируют не столько экономическими, сколько идеологическими аргументами, по наблюдению социолога Владаса Гайдиса, настораживает избирателя. Ведь часто своих оппонентов они называют "агентами Кремля".
К подобной риторике профессор политологии Каунасского университета Лаурас Белинис относится спокойно. "Деньги очень большие. Любая партия, примкнувшая к такому проекту, на нем "погреется". "Какие агенты! - возмущается Томас Томилинас. - Просто в головах у некоторых бюрократов все еще существует СССР, и они прибегают к советским методам".
Римантас Вайткус |
На самом деле столкновения, порой, приобретают неожиданные формы. Так, МВД Литвы не впустило в страну двух активистов белорусского антиядерного движения, собиравшихся поучаствовать в дискуссии в сейме по вопросу строительства Висагинской АЭС. Между тем, настаивают "зеленые", надо не включаться в атомную гонку вооружений, а делать ставку на альтернативные источники энергии. Только использование одной биомассы способно, по данным Томаса Томилинаса, создать 30 тысяч новых рабочих мест.
Директор Висагинской АЭС Римантас Вайткус также верит в перспективы альтернативной энергетики, но замечает: "К сожалению, пока в мире никто не придумал для генерации электричества ничего лучше котла, в котором кипит вода".
Hitachi поедет домой?
Казалось бы, с нынешними настроениями в литовском обществе исход референдума очевиден. Но не все так просто. Во-первых, чтобы референдум состоялся, в нем должны принять участие больше половины литовцев, имеющих право голоса. С учетом того, что много жителей страны работает в других странах ЕС, вопрос обеспечения явки остается открытым. Во-вторых, депутаты сейма, дав добро на проведение референдума, постановили, что результат его будет носить консультативный характер, что еще больше запутало ситуацию. Последнее решение социолог Владас Гайдис назвал "нелепым".
Лаурас Белинис |
"На референдуме люди проголосуют против АЭС", - прогнозирует Гайдис. И что тогда будет с проектом? Профессор политологии Лаурас Белинис полагает, что мнением большинства в данном случае "можно пренебречь, и закон это позволяет". Белинис больше опасается того, что если к власти придут левые, то новая коалиция поднимет вопрос о пересмотре проекта - не потому, что он плохой, а потому, что с литовской стороны в нем участвуют "не те, кто нужно". И тут, резюмирует Белинис, вся надежда на президента Грибайскайте, которая твердо "за" строительство АЭС.
Томас Томилинас, говоря о будущем станции, предельно откровенен: "Hitachi поедет домой". А директор Висагинской АЭС Римантас Вайткус в свою очередь заверил DW, что новая атомная станция начнет вырабатывать электричество, как и предусмотрено проектом, между 2020 и 2022 годом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий