В новом году бизнесу придется корректировать стоимость договоров под обычные цены, которые определяет ГНС, платить налог на прибыль наперед, но станет легче банкротить предприятие. А гражданам станет проще зарегистрировать права на квартиру, но сложнее получить отсуженные у государства деньги.
Обычные цены
С 1 января вступают в силу некоторые положения Налогового кодекса. В частности, с этой даты фискалы получат право контролировать цену сделки. И если она отличается от индикативной, подкорректировать ее. Это предусмотрено ст. 39 НК «Методы определения и порядок применения обычной цены». Такая цена применяется при бартерных операциях, операциях со связанными лицами, упрощенцами и другими налоговыми льготниками. Устанавливать обычную цену фискалы будут, сравнивая стоимость аналогичных товаров, цены перепродажи, суммируя себестоимость и наценку, анализируя распределение прибыли и т.п.. Если же договор не с чем сравнивать, может проводиться оценка имущества субъектом оценочной деятельности.
Обязанность доказать, что цена договора не соответствует обычной, лежит, казалось бы, на налоговой. Но последняя может запросить налогоплательщику, который должен будет обосновать уровень договорных цен. Если цена сделки более чем на 20% отличается от обычной, фискалы корректировать налоговые обязательства. На днях ДПС уже сообщила о создании Центра мониторинга товарных рынков по выявлению случаев уклонения от налогообложения при операциях между связанными структурами, где ценообразование происходит не по рыночным правилам. Он будет заниматься анализом товарных операций как на внутреннем рынке, так и при экспорте и импорте товаров через третьих лиц.
Налог на недвижимость
Вступает в силу ст. 265 ПК, которая устанавливает налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Платить налог будут как физ-, так и юрлица, в зависимости от площади недвижимости. От налога освобождаются квартиры площадью до 120 кв. м и жилые дома до 250 кв. м только для физлиц, зарегистрированных по этому адресу. Если квартира до 240 кв. м или дом до 500 кв. м, за площадь, превышающую указанные лимиты, придется платить 1% минимальной зарплаты (МЗП) за 1 кв. м (11,76 грн). Если же площадь жилья больше, придется платить 2,7% МЗП за каждый лишний метр (31,75 грн).
Налог на прибыль авансом
Также с 1 января 2013 вступают в силу изменения в НК (закон от 05.07.2012 № 5083-VI), согласно которым предприятия с доходом более 10 млн грн. обязаны ежемесячно платить авансовый платеж налога на прибыль в размере 1/12 показателя прошлого года. Одновременно они получают возможность подавать налоговую декларацию не ежеквартально, а по итогам года. Как потом учитываться такая переплата - пока неизвестно. Норма коснется почти всех плательщиков налога на прибыль, поскольку порог в 10 млн грн довольно низкий.
Льготы по списку
За каждый лишний метр жилой недвижимости с 1 января придется платить 31,75 грн
С нового года заработает закон от 06.09.2012 № 5211-VI, предусматривающий на пять лет освободить от налога на прибыль предприятия, реализующие инвестпроекты «в приоритетных отраслях экономики». Согласно другому закону (от 06.09.2012 № 5205-VI), конкретный список таких установит правительство. Также в программе смогут участвовать инвесторы проектов - субъекты малого бизнеса, сметная стоимость которых превышает EUR500 тыс., среднего - EUR1 млн, а большого - EUR3 млн. Они обязаны создать новые рабочие места: малые - не менее 25, средние - 50, большие - 150. При этом зарплата на таких предприятиях должна превышать минимальную не менее чем в 2,5 раза.
Также реализованы льготниками проекты должен одобрить Кабмин.
Кроме того, налоговые льготы получат субъекты программной индустрии, что предусмотрено законом от 05.07.2012 № 5091-VI. Их освобождают от НДС на 10 лет, а налог на прибыль составит 5%. Однако такие компании обязаны соответствовать ряду критериев. В частности, доход от профильной деятельности должен составлять не менее 70% общего дохода, стоимость основных средств производства - превышать 50 МЗП (58,8 тыс. грн), не должно быть налоговых долгов. Учитывая отсутствие льгот для программистов по ЕСВ (ЕСВ) и ограничения, предусмотренные законом, можно прогнозировать, что закон не станет особенно популярным.
Занятость населения
Целью новой редакции закона «О занятости населения» (от 05.07.2012 № 5067-VI), который вступит в силу с 1 января, задекларировано стимулирования работодателей для создания новых рабочих мест и трудоустройства социально незащищенных граждан. Но закон или дублирует существующие нормы, или вводит положения, невозможно будет реализовать. В частности, согласно закону, если предприятие создало новые рабочие места и в течение года выплачивало новым работникам зарплату не ниже трех минимальных, на следующий год работодатель получает 50% скидку на оплату них ЕСВ. Но если кого-то уволят или урежут зарплату, право на льготу утрачивается. При таких условиях эта норма выгодна большинству компаний. Согласно другой нормы, предприятия с более чем 20 рабочими местами обязаны трудоустроить кроме инвалидов (4% от штата), еще 5% от штата социально незащищенных лиц (категории перечислены в законе).
Документ запрещает в объявлениях (рекламе) о вакансиях ограничивать возраст и пол претендентов, требовать сведения об их личной жизни, что затруднит подбор персонала, но не защитит от дискриминации потенциальных работников. Урегулированы деятельность рекрутинговых агентств и компаний, предоставляющих услуги в области аутсорсинга. В частности, посредникам в трудоустройстве запрещено получать оплату за услуги по подбору персонала от кандидатов. Услуги должен оплачивать лишь работодатель.
Жизнь без БТИ
Согласно новой редакции закона «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений» № 1878 от 11.02.2010 с 1 января БТИ должно проводить инвентаризацию только при вводе объекта в эксплуатацию и больше не регистрировать права собственности на недвижимость. Эта функция переходит к Государственной регистрационной службы при Минюсте (Укрдержреестр). Кроме того, последний переходит функция регистрации прав собственности на земельные участки, чем сейчас занимается Госземинспекция. Порядок госрегистрации прав и ограничений, а также Порядок предоставления выписок из соответствующего реестра утверждены Постановлением КМУ № 703 от 22.06.2011 г. Это упростит и удешевит процедуру купли-продажи недвижимости. И возникнут риски продажи незаконно перепланируемого или аварийного объекта.
Законом установлен максимальный срок регистрации прав или отказа в регистрации - 14 дней. Функции государственных регистраторов также выполнять нотариусы, т.е. при заключении сделки можно будет заверить соответствующий договор и зарегистрировать право на землю и недвижимость в едином окне. Но стоит обратить внимание, что с нового года проверить историю приобретаемого объекта станет трудно. Эта информация ранее была в БТИ, теперь же такие данные придется получать из реестра. Пока пустого.
Условные гарантии
Вводится институт опровержения сделок и имущественных действий должника.
Вступает в силу закон «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений» (от 05.06.2012 № 4901-VI). Впрочем, закон не так что-то гарантирует, как меняет процедуру исполнения судебных решений в спорах с органами власти. Выполнением решений о выплате денежных сумм теперь будет заниматься Госказначейство. Выплаты производятся путем списания денег казначейством со счетов госоргана «в рамках соответствующих бюджетных назначений» (таких назначений нет), а в случае отсутствия назначений - «за счет средств, предусмотренных в бюджетной программе для обеспечения выполнения решений суда».
Согласно бюджету-2013, на обеспечение исполнения решений судов, гарантированных государством, предусмотрено лишь около 154 млн грн, тогда как отсуженные суммы могут достичь десятков миллиардов. Если решение не выполнено за три месяца, взыскателю выплачивается компенсация в 3% годовых за период затяжки. К слову, только официальная инфляция на следующий год предусматривается в 4,8%.
Банкрот не исчезнет
С 18 января 2013 вступит в силу новая редакция закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». В частности, вводится новая стадия в процедуре восстановления платежеспособности должника - санация до возбуждения производства по делу о банкротстве. Предусмотрен механизм перехода от процедуры ликвидации к процедуре санации. Вводится институт сопровержения сделок и имущественных действий должника. Право опровержения сделок предоставляется не только арбитражному управляющему, но и конкурсном кредитору, что поможет ему бороться с искусственно созданными долгами.
Суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, теперь будет решать все имущественные споры с требованиями к должнику, в частности споры о признании недействительными любых сделок (договоров), заключенных должником. Меняется процедура введения моратория на удовлетворение требований кредиторов. Теперь суд должен сначала принять заявление кредитора, проверить ее законность и обоснованность, и лишь потом может открыть производство по делу о банкротстве и ввести мораторий. Сегодня введение моратория часто служит основанием для отсрочки исполнения должником своих обязательств.
В новой редакции закона изменен способ обнародования информации о возбужденное дело о банкротстве: вместо публикации в печатном СМИ обнародования осуществляться на официальном сайте ВХСУ (до 18 января 2014 года - в газетах «Голос Украины» или «Урядовый курьер»). А арбитражного управляющего назначать автоматизированная система.
ИСТОЧНИК
Комментариев нет:
Отправить комментарий