1 февраля 2013 г.

В Украине возросло количество судебных запретов мирных собраний

В Украине возросло количество судебных запретов мирных собраний. Правозащитникисимость судей от власти и дискутируют, нужен ли отдельный закон о протестах.

Начиная с 2010 года – года вступления на пост Президента Украины Виктора Януковича, рост числа судебных запретов мирных собраний является постоянной тенденцией. Об этом DW рассказал заместитель главы Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида. Эксперт по вопросам судопроизводства отмечает, что митинги все чаще запрещают со времени проведения “судебной реформы, которая сделала судей зависимыми от политической власти”.

По данным центра, количество судебных дел о запрете мирных собраний, которое рассмотрели в прошлом году окружные административные суды, существенно возросло. И неизменно, почти в 90 процентах дел, суды принимали решения в пользу органов власти, отмечают в Центре политико-правовых реформ. 358 постановлений о запрете было принято в прошлом году, 227 постановлений – в 2011 году. Эксперты обращают внимание, что по сравнению с 2009 годом (до проведения судебной реформы по представлению Президента Януковича) количество запретов выросло в четыре с половиной раза. Роман Куйбида уточняет, что не все постановления попадают в Единый госреестр судебных решений, поэтому реальное количество решений может быть еще больше.

На запрос DW в Государственную судебную администрацию о том, в скольких судебных делах было принято решение удовлетворить иск об ограничении права на мирные собрания, в учреждении ответили, что в 2011 году было 237 таких решений, а в прошлом году – 349. Речь идет о категории дел о проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций; противодействии деятельности обществ, учреждений, других организаций, посягающих на конституционный строй и права и свободы граждан. То есть официальные данные не очень отличаются от оценки общественных экспертов. Интересно, что, как стало известно из ответа, встречный иск по устранению ограничений права на мирные собрания за прошлый год был удовлетворен лишь однажды, а в 2011 году удалось-таки провести мероприятия, несмотря на намерения запрета, в семи случаях.

Запрет вызывает еще большее сопротивление

По данным Центра политико-правовых реформ, лидирует в количестве запретов мирных собраний Харьковская область, за ней идут Крым, Киевская и Николаевская области. Как пояснил DW представитель Всеукраинской инициативы “За мирный протест!” Михаил Лебедь, к запрету чаще прибегают по двум причинам: “Это менталитет судей, ведь легче запретить, чем изучать решения Евросуда или более взвешенно подойти к решению. Запрещали и при “оранжевой” власти, и при “бело-голубой”, чтобы остаться на должности. Второе – телефонные звонки с указаниями, что акцию следует запретить”. По словам активиста, такие указания делают и по поводу политических, и по поводу общественных акций, в которых власть видит опасность, например, акции чернобыльцев, которые все время запрещали в Донецке, хотя там не было политических требований.

В то же время, как отметил в разговоре с DW немецкий политолог и преподаватель Киево-Могилянской академии Якоб Мишке, из-за того что власти отказывают демонстрантам в праве проводить акции, критика власти лишь возрастает. “Если бы дали людям шанс выразить свою критику, тогда эта критика уменьшится. Чрезмерно репрессивные меры неразумны, ведь вызывают лишь новую волну возмущения в стране и от западных партнеров”, – уверен политолог. По мнению Мишке, было бы лучше для государства создать демонстрантам возможности и условия для мирных собраний, что легко выполнить. Зато запретами власть, похоже, вызывает еще больший протестный потенциал граждан.

Хуже есть куда

Тот факт, что в 2012 году возросло количество судебных запретов мирных собраний, свидетельствует и об увеличении количества митингов, подтверждают эксперты. Роман Куйбида, в частности, обращает внимание на то, что 2012 год дал дополнительные поводы для ограничения свободы мирных собраний. Среди них: “Евро-2012”, во время которого активисты хотели привлечь внимание иностранцев к важным проблемам в Украине, принятие “языкового” закона, который вызвал возмущение у значительной части украинского общества, а еще парламентские выборы, в ходе которых во многих регионах запрещали политические акции отдельных политических сил. Эксперты отмечают, что почти треть всех запретов приходится на Харьков, где кроме собраний, запрещали митинги и пикеты у Качановской колонии, где находилась Юлия Тимошенко.

И хотя ситуация в Украине пока не настолько плоха, как в Беларуси или России, Михаил Лебедь предостерегает от опасности для реализации права на мирное собрание в случае принятия украинскими законодателями отдельного закона о протестах, который может еще более строго урегулировать эту сферу. “Ведь неизвестно, каким он будет. Решает не оппозиция, которой большинство в комитете Верховной Рады по правам человека, а сессионный зал”, – говорит Лебедь. Общественный активист предполагает, что таким законом как раз смогут ограничить свободу собраний, чтобы не было массовых политических протестов. В то же время ряд правозащитных организаций возлагают большие надежды на принятие отдельного, либерального закона о мирных собраниях. Объединившись в партнерство “За свободу мирных собраний”, они надеются, что новый закон будет соответствовать европейским стандартам, а в другие законы будут внесены изменения, устанавливающие ответственность участников мирных собраний и право на судебную защиту.

Ольга Веснянка

Комментариев нет:

Отправить комментарий