Министерство
социальной политики в Украине является ярчайшей иллюстрацией того, как
серьезное и важное дело могут испортить профаны. В недалеком прошлом
социальную работу «успешно» профанировал бывший вице-премьер и министр Сергей Тигипко. Теперь дело «папередника» не менее «талантливо» продолжила нынешняя «госпожа министерша» Наталья Королевская.
В последнее время она просто-таки фонтанирует идеями по части
социальной защиты, в которой она была, есть и будет профаном. Последней
такой «конгениальной» идеей стало предложение Королевской о введении
неких «социальных инспекторов» в количестве 1500 штатных
человеко-единиц, каковые будут контролировать работу остальных
социальных работников.
Министр
Королевская объявила о том, что ее ведомство готовит законопроект по
усилению государственного контроля в области социальной защиты. Основные
нормы документа суть следующие.
Во-первых,
штатная численность социальных служб будет увеличена на 1500 социальных
инспекторов. Они будут подчиняться министерству и областным
администрациям. В обязанности инспекторов будет входить контроль работы
социальных служб.
Во-вторых,
на каждую из примерно 20 бесплатных социальных услуг, утвержденных
министерством, будет утвержден государственный стандарт. В результате и
получатель, и социальный работник будут знать, что положено по закону, а
инспекция сможет это проконтролировать. Среди таких услуг, в частности,
числятся: домашний уход, стационарный или паллиативный уход за больными
или пожилыми людьми, подбор приемных родителей, помощь в социальной
адаптации, психологическая реабилитация, предоставление временного места
проживания, социальный патронаж, правовая помощь.
Причину
введения «социальных контролеров» Королевская объяснила в возмущенных
тонах: «Качество социальных услуг, которые есть в стране, я считаю
неудовлетворительным. У нас на протяжении 20 лет социальная сфера
работала по остаточному принципу. Социальные работники сидят в отделах
социальной защиты на районных и местных уровнях и начисляют льготы. Их
никто не контролирует, и в результате много жалоб».
С «сольным
номером» не замедлили выступить представители благотворительных
организаций. Они предлагают, следуя неким европейским образцам, передать
социальную работу неправительственным структурам, в которых, дескать,
работают не чиновники за зарплату, а волонтеры по зову сердца.
Финансировать эти работы можно как за счет грантов пожертвований, так и
за счет госсредств, выделяемых на тендерах благотворительным
организациям.
Упомянутые
словоизвержения чиновников и «общественников» прокомментировали
реальные работники социальных служб, естественно, на условиях
анонимности. По мнению практиков социальной работы, одной из главных бед
является то, что отраслью руководят профаны, которые, к тому же,
непрерывно меняются. В ходе перманентных пертурбаций и переименований
социальную службу «таскали» из одного министерства в другое. В ходе
бюрократических игр многие грамотные и опытные кадры ушли из социальной
сферы, а их место заполнил контингент, не имеющий ни знаний, ни опыта, а
часто и желания. Циркуляры, спускаемые министерством, часто являются
вопиюще некомпетентными, граничащими с глупостью. Именно по этой причине
стандарты социальной работы, о которых Королевская заявила как о некоем
откровении, до сих пор отсутствуют, хотя об их необходимости говорилось
задолго до того, как «госпожа министерша» заняла руководящее кресло.
Кстати,
пассажи Королевской о том, что «социальные работники сидят в отделах и
начисляют льготы», лишний раз говорят о том, что она, мягко говоря, «не в
курсах». Как пел в когда-то Владимир Высоцкий: «Уж ты бы лучше
помолчала бы!..» Например, сотрудникам соцслужбы по делам детей, семьи и
молодежи приходится работать с неблагополучными слоями населения,
посещать места их обитания, и очень часто это, по сути, притоны.
Среди
клиентов этих соцработников алкоголики, наркоманы, бродячие по улицам
дети и их мамаши-алкоголички-наркоманки, пробавляющиеся проституцией на
ближайшем базаре. Много воров, после посещения которыми неохраняемых
отделов соцзащиты у сотрудников пропадают деньги, документы, личные
вещи. Много психически больных, больных туберкулезом, СПИДом, гепатитом,
венерическими болезнями и прочими инфекционными заболеваниями. Есть
«откинувшиеся» с зоны или просто агрессивно настроенный контингент,
встречающий соцработников с ножом или битой.
Сотрудники
милиции, которые должны принимать участие в рейдах, обычно отлынивают
от этого, а то и просто боятся ходить по подобным «малинам», вежливо
«пропуская вперед» социальных работников, как правило, женщин,
получающих низкую зарплату! Даже в столице зарплата в 2000-2500 грн для
соцработника считается очень высокой, и получают ее только начальники и
самые заслуженные со стажем и опытом после долгих лет работы. И это с
надбавками, которые могут не выплатить из-за отсутствия денег в бюджете,
что сейчас наблюдается, а «голая» ставка равна «минималке» – 1150 грн!
Откровенной
глупостью практические социальные работники считают затею Королевской с
1500 «социальных контролеров». Ее «папередник» и столь же «крупный
специалист» по социальным вопросам Тигипко уже скоро год как увеличил
штат соцработников на 12 тыс. человекоединиц. Ведомство до сих пор не
может набрать это количество! Причина – отсутствие кадров. Специалисты
по социальной работе, которых в неимоверном количестве готовят вузы, в
большинстве случаев, для практической работы непригодны, а единицы
потенциально к ней способных нужно долго учить.
Обычно по
направлению службы занятости приходят случайные люди, которых тоже
приходится учить, но многие обучению почти не поддаются, а так как
работа тяжелая, грязная и низкооплачиваемая, они через несколько месяцев
уходят, приходится набирать следующих, и так – до бесконечности. В
результате, старые опытные работники вынуждены заниматься не социальной
работой, а кадровой и профподготовительной текучкой. Таким образом,
прошлогоднее увеличение штатного состава дезорганизовало работу.
Воплощение
бредовой затеи с «1500 социальных контролеров», по мнению опытных
практиков социальной работы, будет иметь те же последствия. К тому же,
их не из кого набирать из-за вышеуказанного отсутствия. Более того, это
работать некому, а контролеров хватает! Соцработников постоянно
контролирует прокуратура. Прокуроры часто меняются, а в социальной
работе – полные профаны. Часто новому прокурору соцработники пишут на
бумажке пункты, которые он должен контролировать, после чего тот
контролирует. Нечто подобное будет и с «социальными контролерами
Королевской».
Вопрос
передачи социальной работы негосударственным организациям является
весьма спорным. Социальные работники признают, что ряд благотворительных
фондов работают профессионально и честно. Но есть случаи, когда
общественники, получив гранты на оказание социальных услуг, бегут в
соцслужбу, поскольку не имеют ни специалистов, ни клиентской базы.
Кстати, клиентскую базу передавать общественникам, по сути, запрещает
закон о защите персональных данных. Часто под вывеской благотворителей
прячутся проходимцы или религиозные сектанты. Последние активизировались
во времена Черновецкого и Посольства Божьего.
Что
касается стандартов социальных услуг, то и здесь все непросто. Очевидно,
Королевской не объяснили, что по некоторым направлениям стандарты уже
имеются. Например, в вопросе усыновления и подбора приемных родителей
давно существует положение, по сути, стандарт. По ряду услуг
стандартизация едва ли возможна и нужна, например, в социальной
реабилитации, ибо психотерапия – это процесс творческий…
А вот по
ряду социальных услуг опытные работники однозначно поддерживают создание
стандартов и определение ответственных за выполнение тех или иных
пунктов этих нормативов. Например, после достижения совершеннолетия
сиротам, по закону, должно быть бесплатно предоставлена квартира, в
крайнем случае, общежитие, и работа. Решать эти проблемы должна местная
власть. Но на работу сирот не берут, жилья нет, местная власть от этих
проблем отлынивают, а «крайними» делают социальные службы, не имеющие,
по сути, никаких полномочий и возможностей в указанных вопросах.
Второй
пример. Среди клиентов социальных служб много алко- и наркозависимых,
психически больных. По нынешнему закону, лечение такого контингента –
сугубо добровольное. Если он социально опасен, принудительное лечение –
через суд. Но правоохранительные органы, он решения уходят, а «крайними»
опять остаются социальные работники. То же самое с социально-бытовой
уголовщиной: милиция отлынивает, и по притонам приходится ходить
женщинам из соцслужбы.
Практики
социальной работы обоснованно считают, что давно пора стандартами
установить четкую ответственность разных ведомств, но дальше разговоров
дело не идет много лет.
А Королевской следовало бы сначала «изучить матчасть»…
Зона по вам скучает.
ОтветитьУдалить