Фото: radiosvoboda.org |
Украинцы не умеют по Конституции жить и практически не жили, - отмечает в интервью Gazeta.ua президент ВОО "Институт избирательного права" Юрий Ключковский. - В 1996 году ее приняли, в 1999 начались попытки ее изменений, в 2004 - она изменена, через два года вступила в действие. Через четыре года уже была отменена. Даже пяти лет не проходило, когда бы спокойно действовала и в полном объеме применялась Конституция.
Не стоит в таких сложных политических условиях писать новую Конституцию и начать по ней жить?
- Все зависит от того, кто будет писать и какую именно. Нашей Конституции очень не везет. Можно согласиться, что Конституция в редакции 96 года не стала препятствием для концентрации неограниченной власти в руках одного лица. Возможно в этом ее надо менять. Но даже если ее изменить конституционным способом, то надо, чтобы потом ее придерживались. А когда вообще вносят изменения неконституционным способом, то ею потом крутят как цыган солнцем. Сегодня мы и получили такую ситуацию, когда власть действует по принципу - нам можно все, а нашим оппонентам закон и Конституция.
Не стоит в таких сложных политических условиях писать новую Конституцию и начать по ней жить?
- Все зависит от того, кто будет писать и какую именно. Нашей Конституции очень не везет. Можно согласиться, что Конституция в редакции 96 года не стала препятствием для концентрации неограниченной власти в руках одного лица. Возможно в этом ее надо менять. Но даже если ее изменить конституционным способом, то надо, чтобы потом ее придерживались. А когда вообще вносят изменения неконституционным способом, то ею потом крутят как цыган солнцем. Сегодня мы и получили такую ситуацию, когда власть действует по принципу - нам можно все, а нашим оппонентам закон и Конституция.
Что именно надо менять?
- Можно много думать и говорить об изменениях. Однако на первом месте стоит проблема формирования правительства. Если он не будет ответственным перед парламентом, то далеко мы не зайдем. Сегодня правительство ответственно перед одним человеком, так это означает, что легко в стране реализуется единоличная авторитарная власть. Надо как минимум обеспечить парламентское формирование правительства. Кстати, в демократической стране такой массовый протест автоматически приводит к отставке правительства, он не имеет права осуществлять власть, когда его настолько не хотят. Чего стоит взглянуть на основания отставки правительства в Латвии, и ряда министров в Турции. А нам, как с гуся вода.
Хотя и это не гарантирует от парламентского авторитаризма, от большинства и ее лидера. Много ответственности на общественности. Именно общество должно требовать от власти соблюдения законности и конституционного порядка.
Но мы видим всплеск гражданской активности последний месяц.
- Это действительно колоссальная школа гражданской активности. Сегодня к сожалению Майдан впервые стал за последние 10 лет средством требования от власти соблюдения законов и в первую очередь прав человека. Сейчас он стал единственным средством. Это не пройдет бесследно, даже если он в конкретной ситуации не достигнет успехов, но на общественное сознание он повлиял и будет влиять.
Вы говорили, что вопрос и в том, кто будет писать Основной закон. Вы намекаете на то, что ранее писали непрофессионалы?
- Нет. Я намекаю на то, что сегодня у нас законы, решения Конституционного суда, решение Высшего административного суда пишутся в очень узком кругу в едином доме, который очень защищают правоохранительные органы. Нет процедуры, нет общего, экспертного обсуждения. Нет признаков, что общество хочет именно таких решений.
Но как сделать, чтобы Конституцию меняли через КС в интересах власти?
- Для этого надо одно - соблюдать Конституцию. Порядок ее изменения четко же ею установлен. К сожалению КС пренебрег этим порядком. 2010 ( 30 сентября 2010 Конституционный суд принял решение об отмене Конституции 2004 года и возвращение к Конституции 1996 года (в результате чего политическая система Украины избрала более президентский вид) - абсолютно абсурдное отмены. Изменение текста Основного закона таким образом трудно представить в любой цивилизованном государстве.
Но некоторые эксперты считают правильным это решение. И называют это "возвращением, а не отменой".
- Нет, это не так, потому что КС рассмотрел действующую Конституцию. Это входит за рамки его полномочий. Он может рассматривать конституционность закона на соответствие Конституции. Но не конституционности самого Основного закона. Тем более, что по этому тексту Конституции он неоднократно руководствовался и принимал решение в его основании. Если он был так близорук, что не увидел это с 2005 по 2009 годы, то не имел этого делать уже в 2010 . Он мог лишь обратить внимание ВР на нарушения.
Украине нужно качественно новая Конституция?
- Я не уверен, что нам нужна качественно новая Конституция. Нам нужен качественно новый порядок ее соблюдения, уважение к законам. Не уверен, что стоит ее менять. Но если после этого изменится отношение к ней, то почему бы и нет?
Людмила ПАРАСКИВА
Источник: http://gazeta.ua/
а всего то надо, одной статьи . ответственность за не соблюдение или игнорировании главного закона Украины.
ОтветитьУдалитьНеуважения и презрения достойны те кто ЕЕ не соблюдают
ОтветитьУдалить