25 января 2014 г.

Правовая справка: Внесение изменений в законы 16 января и утрата ими силы

В медиа-пространстве не утихает обсуждение Законов, принятых «ручным» голосованием, а в связи с назначенным на 28 января заседанием ВР, становится актуальным вопрос, что правильнее: внести в них изменения или признать утратившими силу?

Законы, принятые 16 января, прогнозируемо вызвали недовольство граждан и юридической общественности. В зарубежной прессе их называют антидемократичными, а в отечественной - дикторскими. И даже несмотря на заявления отдельных адвокатов о «поддержке введения более жестких мер к лицам, которые, пользуясь безнаказанностью, расшатывают государство и ведут его к расколу», большинство юристов сходятся во мнении, что депутаты грубо нарушили Конституцию и требования Закона «О Регламенте Верховной Рады» (далее - Регламент) в ходе принятия указанных актов.

Все больший накал политической обстановки в стране заставляет власть действовать и прислушиваться к пожеланиям общественности в урегулировании возникшего конфликта. Так, 23 января, во время встречи с председателем ВР Владимиром Рыбаком Президент заявил о небходимости рассмотрения сложившейся в стране ситуации на внеочередной сессии Верховной Рады, которая состоится 28 января. По словам же В. Рыбака законы, принятые 16 января, вступили в силу, поэтому, если у депутатов есть замечания к их содержанию, они должны подготовить соответствующие законопроекты с изменениями. В то же время некоторые депутаты предлагают признать эти законы утратившими силу (законопроекты № 4005, № 4006, № 4007, № 4007-1, № 4010).

Также отметим, что депутаты, несогласные с «ручным» голосованием, обратились в Высший административный суд с исками к Верховной Раде относительно обжалования принятых законов. 23 января судом были постановлены определения об отказе в открытии производств, поскольку решение таких споров не относятся к административной юрисдикции. ВАСУ указал, что правовой акт Верховной Рады, в процессе принятия которого были нарушены процедурные требования, устанавливаемые непосредственно Конституцией, может быть признан неконституционным КСУ.

На днях в прессе появились заявления о том, что если законопроекты, вносящие изменения в принятые скандальные законы будут проголосованы на заседании Верховной Рады 28 января, это автоматически легитимизирует их и такую процедуру их принятия. С таким утверждением нельзя согласиться в полной мере, так как нарушение процедуры голосования за Законы 16 января является основанием для признания этих законов неконституционными.

Напомним, что при принятии Законов 16 января были нарушены, в частности, требования:

- части 6 ст. 47 Регламента - невключение законопроектов, по которым проходило голосование, в повестку дня пленарного заседания;

- части 1 ст. 47 Регламента - не было проведено обсуждение законопроектов;

- ст. 102 Регламента - непроведение чтений по законопроектам. Так, согласно процедуре в первом чтении обсуждаются основные принципы, положения, критерии, структура законопроекта и принятие его за основу;

- части 2 ст. 116 Регламента - невыполнение сокращенной процедуры по рассмотрению законопроектов;

- ст. 84 Конституции, устанавливающей, что голосование на заседаниях Верховной Рады осуществляется народным депутатом лично. Основной Закон также гласит, что порядок работы Верховной Рады устанавливается Конституцией и Регламентом.

С учетом всех нарушений процедуры, эксперты отмечают, что принятые законы можно определить как ничтожные, то есть не имеющие правовой силы.

Отметим, что ст. 37 Регламента предусмотрено два вида голосования: открытое и тайное. Открытое голосование должно осуществляться каждым депутатом лично с помощью электронной системы или путем поднятия руки (в случае отсутствия технической возможности голосования при помощи электронной системы). В то же время, процедура подсчета рук в Регламенте не урегулирована. В соответствии со ст. 17 Регламента для организации голосований Верховной Рады и определения их результатов избирается счетная комиссия, которая подсчитывает голоса во время голосования. Отметим, что счетная комиссия избирается Верховной Радой на основе принципа пропорционального представительства депутатских фракций (депутатских групп) большинством голосов от конституционного состава Верховной Рады путем открытого поименного голосования по списку без его обсуждения.

16 января такая счетная комиссия не была сформулирована, голоса пытался подсчитать единолично глава, в итоге, без установления точного количества голосовавших, голоса всех депутатов двух фракций были засчитаны как «за».

В то же время, голосование с нарушением процедуры можно отменить только до вступления Закона в силу. Согласно Регламенту решения Верховной Рады могут быть отменены до подписания соответствующего акта ее Председателем. Частью 6 ст. 48 Регламента предусмотрено право народного депутата или другого субъекта права законодательной инициативы внести проект постановления Верховной Рады об отмене решения Верховной Рады о принятии закона. Это право может быть реализовано в случае нарушения процедуры принятия Закона одновременно с подачей заявления Председателю. Решение об отмене результатов голосования за закон, постановление или другой акт Верховной Рады в целом принимается большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом

При этом, ст. 48 Регламента предусмотрено, что хоть законы, вступившие в силу, не подлежат отмене Верховной Радой, они могут быть признаны утратившими силу.

Отметим, в законопроекте № 4007 о признании утратившими силу Законов № 721-VII, № 724-VII, № 725-VII, № 726-VII, № 727-VII, № 728-VII, № 729-VII, № 731-VII, принятых Верховной Радой 16 января 2014 года, в частности, указано, что права лиц, которые были нарушены в связи с применением норм законов за время их действия, возобновляются в объемах, действовавших до принятия этих законов.


Сайт "ЮРЛИГА"

1 комментарий:

  1. Анонимный26.01.2014, 15:52

    Представляем информативную публикацию украинского аналитика http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_poryadok_struktury/mehanizmy_evreyskoy_okkupacii_deyatelnost_mossad_na_ukraine_nachalo_xxi_veka_10112013/

    ОтветитьУдалить