Прошел месяц, как Украина живет по новому бюджету – документу, который сами депутаты назвали «драконовским». Все помнят, как тяжело, спорно и даже скандально он принимался. И не случайно. Ведь для этого нужно было внести изменения в Налоговый кодекс – меры, которые в свое время не захотел применять «преступный режим Януковича». Оказывается, он был не прав. Нужно было только захотеть и создать соответствующие политико-экономические условия, как сейчас (не будем перечислять), и с народом можно делать все, что угодно – за чертой бедности ему уже, похоже, все равно.
Но это, простите, клиника. Когда в стране на законодательном уровне принимается закон о начислении «налогов на налоги», в частности – налог на пенсии, и народ молчит – это симптоматично. Ведь пенсионеры считаются одной из самых активных электоральных частей населения. Ладно бы в какой-нибудь забитой, бесправной стране, но это же европейская Украина – государство, которое то и дело совершает «революции достоинства»! Нормальным это может считаться только в одном случае – если революции эти, равно как и их закономерные следствия, – дело внешнего заказа. А нет заказа – нет, получается, и достоинства.
«Между первой и второй…»
Вводить «налог на богатство» – это традиция любого состава Верховной Рады, и никогда ни один из них не бил по карману олигарха, потому что лазейки от налогообложения для них прорабатывались не менее тщательно. Но не об этом речь. Еще ни один из парламентов не позволял себе настолько откровенно цинично обдирать бедных, называя их богатыми. Речь о «новом старом» налоге на пенсии.
Старом, – потому что прецедент был создан еще почти год назад. Новом, – потому что поддержан и развит сегодня. В марте 2014-го он был назван «мерами, принятыми в рамках предотвращения финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине» – закона, принятого Верховной Радой и вступившего в силу 1 июля. Без шума и пыли. Все виды пенсий (по возрасту и инвалидности, чернобыльские, а также пенсии журналистам, госслужащим и научным работникам) и пожизненного денежного содержания (получают, в основном, судьи и прокуроры), превышающие 10 тысяч гривен, наши мытари обложили налогом в 15%. Абсурд, конечно, но никто и слова не сказал.
Сегодня это назвали уже «снижением действующего порога налогообложения пенсий и денежного содержания – с 10 тысяч до 3654 гривен в месяц, уровня трех минимальных зарплат». Как же! Привычное дело – облагать налогом пенсии. Мы, мол, только порог немного понизили – кризис же, богатые должны помогать бедным, это гуманно и… временно. А о том, что это незаконно – ни «гу-гу». Более того, радуйтесь:
«Почти 97% украинских пенсионеров не будет облагаться налогом в соответствии с этой новой нормой регулирования, – патетично объявила глава Минфина Наталия Яресько. – Задача правительства – поддержка наиболее незащищенных слоев населения. Ведь мероприятие фокусируется на специальных пенсиях бывших парламентариев, министров, судей и других лиц с большой пенсией, коих в Украине лишь 3,3%».
Да неужели!
А чернобыльцы, ветераны войны, герои Советского Союза и Украины, полные кавалеры орденов Славы и инвалиды ВОВ, заслуженные работники, металлурги, машиностроители, горняки, шахтеры, химики – неужели тоже получают «специальные министерские» выплаты?
Вилкул
«Это простые рабочие люди, те, кто всю жизнь горбатился в карьерах, шахтах, у мартеновских печей, и зарабатывал себе пенсии, гробя свое здоровье. А никак не богатая элита, народные депутаты или руководители страны. Получается, что теперь они еще раз должны платить с пенсии налоги. Это нонсенс», – недоумевает нардеп Александр Вилкул, член «Оппозиционного блока», бывший вице-премьер-министр Украины и губернатор Днепропетровской области.
И даже с этим мнением стоит поспорить. Допустим, закон пересмотрели, и рабочих, заслуживших себе пенсию тяжким трудом, пожалели, а «наказанными» оставили только госслужащих, получающих специальные выплаты и пожизненное содержание. Думаете, они их заработали на ровном месте, одним только статусом? Ошибаетесь.
Замдиректора департамента пенсионного обеспечения Минсоцполитики Валентина Кудин: «Повышенный размер пенсий для госслужащих связан, прежде всего, с тем, что они на протяжении определенного периода своего трудового стажа выплачивали повышенный размер единого взноса. Если общий взнос для застрахованных лиц составляет 3,2%, то госслужащие минимум 10 лет обязаны вносить в солидарную систему 6,1% от получаемой зарплаты».
Между небом и землей
Помнится, был в Киеве один мер, которого называли «Леня-космос». Было, конечно, за что, но убрали его совсем не за общение с инопланетянами. Потому как украинцам, похоже, нравятся внеземные существа. Или их космическая логика.
«Налог на пенсии – это вообще какая-то марсианская вещь, – не находит слов директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. – Я не знаю стран, где был бы налог на пенсию. Потому что пенсия сама по себе – это исключительно государственная трата бюджетных средств, и идея облагать эти траты дополнительной мздой выглядит абсолютно нелепо. Более того, применять подобные меры запрещено Конституцией».
Оказывается, Основной закон запрещает принимать акты и применять любое правовое регулирование, которое сужает существующий объем прав и свобод человека. То есть, нельзя задним числом что-то поменять и сократить реальную выплату пенсий. «Любой человек и любая структура сможет легко оспорить в Конституционном суде данные новации», – не многозначно советует эксперт.
Что-то нам подсказывает, что пенсионеры вряд ли будут спешить судиться с властями. Тем более, одинокие. Потому как то, что налог на пенсию – нереален, нелегитимен и противоречит Конституции, было ясно давно, и платили его люди с пенсией в 10 тысяч гривен – то есть, небедные и неограниченные. Доказать это рискнут разве что какие-нибудь организации, если не побоятся. Для таких стоит указать и конкретные законы. А именно, в части 3 статьи 8 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» четко указано: пенсия не может подлежать налогообложению.
«Люди, которые работали всю жизнь, а это – 30-40 лет, чтобы заработать себе на высокую пенсию, уже оплатили все необходимые отчисления из своей заработной платы в Пенсионный фонд, – уверен председатель Партии пенсионеров Украины Николай Кукурика. – Требовать с них платить еще какой-то налог из того, за что они уже оплатили – незаконно. Пенсия – это не заработок, а выплата, и с нее уже были взяты налоги, когда человек работал. Это двойное налогообложение».
«Солидарный» маразм
Получается, что вступившие в силу новые налоги – совсем не налоги, а банальное воровство денег. Очередной прецедент, с которым все согласны. Ибо любой экономист знает, что нигде в мире не существует налога на пенсию при солидарной системе. Поэтому Украина – реально уникальный пример: в цивилизованных странах, куда она так стремится, если и есть налоги на пенсии, то с их накопительной, а никак не солидарной части.
«А в таком желанном для украинцев Европейском союзе с бедных налоги брать вообще не принято. А если они и есть, то минимальные, – дополняет экономический эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. – Причем бедность измеряется не в тех диких величинах, которые приняты в нашей стране, на прожиточный минимум в которой прожить нельзя в принципе, а в стандартах ООН или местных их аналогах. Так вот, если судить по стандартам ООН, то все, живущие на сумму менее 17 долларов США в сутки, автоматически относятся к бедным! В месяц это выходит 510 долларов. Или 8042,7 гривен. То есть налог на пенсии в Украине взимается с суммы – в два (!) раза меньшей, чем уровень бедности по международным стандартам».
Кстати, добрый экономист Гаврилечко тоже не до конца искренен – его математика оторвана от жизни. Считать по несуществующему, хоть и официальному, курсу в 15,77 грн/долл. – мягко говоря, нечестно. Ибо реальный курс уже давно за двадцать! Стало быть, пенсия, которая считается слишком высокой и подлежит налогообложению, составляет всего 170-180 долларов. Бред – да, но еще не весь.
Наши «богатые» пенсионеры вряд ли знают, что помимо основной ставки налога в 15%, с разницы, превышающей «пенсионную норму», теперь взымается также и военный налог – в 1,5%! Таковы изменения заключительных положений Налогового кодекса. Не знали? А ведь не прошло и полгода после того, как введен военный сбор, и глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус лично пообещал: «Налог будет взиматься исключительно с зарплат, выигрышей. Военный сбор не касается тех категорий населения, которые не получают доходов, входящих в фонд оплаты труда, в частности пенсионеров».
Врал чиновник, конечно. Но вдумайтесь: теперь получается, что каждый из тех 3,3% пенсионеров, которые получают свыше 3654 гривен, лично из своего кармана выкладывают деньги на войну, которую власти ведут на востоке страны, убивают своих сограждан. И даже не догадываются об этом…
Удивительно настойчивый МВФ
Понятно, что нужно в условиях кризиса как-то наполнять казну. Ведь в этом году доход Госбюджета запланирован на уровне 476 миллиардов гривен. Против прошлогодних 378 миллиардов (а фактически они составили 357 миллиардов) это таки существенная разница – налогов придется собрать на четверть больше, чем в прошлом году.
Но вопрос налогообложения пенсий не разрешает проблему с наполнением Госбюджета. Потому как его введение нивелирует желание человека доверять системе, работать в дальнейшем с легальной высокой зарплатой и делать отчисления в Пенсионный фонд, ведь он не сможет обеспечить себе надлежащую пенсию, а до конца своих дней будет вынужден платить налоги.
Это понимало предыдущее правительство. Ведь Всемирный банк и Международный валютный фонд рекомендовали Украине ввести подоходный налог на пенсии (для сокращения дефицита бюджета) еще в марте 2010 года – ровно через месяц после вступления Януковича в должность президента. Но власти наотрез отказались от такой затеи без реформирования пенсионной системы. Ведь нужно как минимум поколение, чтоб (хотя бы) наряду с солидарной заработала накопительная пенсионная система, с которой допустимо будет взимать налоги.
Но то, что не позволено Юпитеру, позволено быку. Прямые Указания МВФ без малейших промедлений выполнило новое правительство. Причем, заметьте, поразительное совпадение – ровно через месяц (!) после вступления в должность нового президента – Порошенко. И если полгода назад налог на пенсии (свыше 10 тысяч гривен) касался только трех тысяч человек, то сегодня его вынуждены платить уже порядка 400 тысяч пенсионеров (получающих свыше 3564 гривен). Через полгода, выходит, «кесарь» накажет уже всех?
«Представители фонда много раз повторяли, что Госбюджет Украины слишком социальноориентирован. Там считают, что это расточительство и требуют его прекратить, – напоминает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Возможно, другой премьер смог бы объяснить МВФ, что нельзя в одночасье сокращать выплаты такому количеству пенсионеров. Что нельзя резко и окончательно отказываться от социальных расходов. Что в Украине они существуют не от хорошей жизни, а из-за нищеты населения, которое без них просто не выживет. Другой премьер, но не Яценюк».
Vox populi: что делать и что будет
Украинцы по-разному оценивают свое положение в условиях таких реформ. Одни еще верят, что можно что-то изменить, и даже предлагают свои варианты выхода. Другие – уже не верят никому, и делают очевидные печальные выводы.
Юрий Каменецкий, Киев: «Вопрос с пенсиями достаточно серьезен и болезнен. Я думаю, уже все давно решили. Высокую пенсию – урезать, низкую – не поднимать и не индексировать, таким образом, сведя ее значение практически к нулю, как уже и было в начале 90-х. Когда ее сумма была около 10 долларов, и та не выплачивалась по нескольку месяцев. Напомню, в большинстве стран мира такого понятия как пенсия «по труду» от государства нет. Есть различные системы поддержки бедных, а остальные копят на старость самостоятельно или же рассчитывают на детей».
Игорь Власюк, партнер компании Vidzho Ltd: «Да, накопительную систему начинать нужно. Тем более, что для успешного развития НПФ (Негосударственных пенсионных фондов, – ред.) слишком многое нужно поменять. Ведь учредить НПФы и даже начать собирать в них пенсионные накопления – это полдела. Главное – куда эти накопления и как инвестировать, чтобы деньги не терять, а накапливать. Тут и вопросы корпоративного права – защита интересов миноритарного инвестора, и судебная система, и фондовый рынок, и т.д. А главное – банальная стабильность нацвалюты. Ибо какой смысл сейчас собирать и размещать гривну в «длинный период» лет на 20-30, при нынешних темпах инфляции/девальвации?..»
Сергей Панов, Мариуполь: «Я, честно говоря, не представляю, в каких финансовых инструментах можно сейчас хранить пенсионные средства с достаточной доходностью, чтобы через 40 лет трудовой деятельности нынешний молодой человек мог начать получать достаточные средства для существования. За 40 лет очень много может измениться в финансовой системе. Будет ли доллар мировой валютой через 40 лет и будет ли он вообще существовать? Будет ли евро? Будут ли котироваться акции тех компаний, которые сейчас на подъеме? Мы хорошо знаем, что случилось с ипотечными ценными бумагами в США, которые имели рейтинг надежности AAA от рейтинговых агентств.
Накопительная система несет много рисков. Не говоря уже о том, что правительство может захотеть запустить в пенсионные средства свою лапу или с ними могут сбежать мошенники, организовавшие пенсионные фонды».
Николай Иванович, Киев: «Очень скоро эти проблемы отпадут сами собой. Реформы (экономический геноцид) ударят, прежде всего, по пенсионерам и инвалидам. Они сами начнут вымирать от голода и болезней (медреформа поможет). А когда за неуплату коммуналки еще и на улицу выгонят, так процесс и вовсе завершится через два-три года».
Екатерина Глазьева
Источник: http://newsdaily.com.ua/
Такие руководители государства должны быть осуждены на очень длительные сроки. На Украине нужно восстановить смертную казнь за унижение и издевательства над НАРОДОМ.
ОтветитьУдалитьНе, расстреливать по закону военного времени! Без следствия и суда, на месте преступления, т.е. в Верховной Раде, в Кабинете Министров, в Генеральной Прокуратуре, в Верховном Суде, в Констуционном Суде!
ОтветитьУдалить