13 апреля 2013 г.

Чернобыльский фронт

Архив: 12 січня 2012

ЧАСТЬ 1. КТО ТАКИЕ «ЧЕРНОБЫЛЬЦЫ»?

Уже несколько месяцев в Украине в разных городах происходят протесты ликвидаторов аварии на ЧАЭС и потерпевших от катастрофы. В последнее время противостояние между властью и протестующими приобрело крайние формы – голодовки, снос палаток протестующих, приведший к смерти человека, митинги, штурмы госучреждений и т.д. Стороны жёстко стоят на своих позициях – чернобыльцы требуют исполнения законов, а власть всеми силами их соблюдать не собирается. При этом Кабинет министров, депутаты Партии регионов и различные чиновники предпринимают действия по дезинформации граждан Украины и пытаются всячески дискредитировать участников протестов.

И данная политика власти приносит нужный ей результат. Уже не первый день в интернете, на улицах, в беседах с друзьями и знакомыми и вижу и слышу следующие реплики:

— Зажрались эти чернобыльцы. Пенсии по 30 тыс. грн — где это видано?
— Я всю жизнь работала, у меня пенсия 900 грн. Почему они должны получать по 8 тыс?
— Они уже обо всём договорились с правительством. Вот им с Нового года пенсии повышают. Чего они ещё хотят? Это уже политиками проплачено
— Да этих «чернобыльцев» скоро будет больше, чем населения Украины. Напокупали себе удостоверений, а теперь требуют себе льгот и пенсий.

И так далее, и тому подобное.

Автор попытался разобраться — кто такие «чернобыльцы», какие у них права, чем они недовольны, почему начались и продолжаются протесты, и попытался спрогнозировать – какие выходы из данной ситуации есть у противостоящих сторон. Я провёл беседы с представителями чернобыльцев, изучил законодательство Украины, касающееся данных вопросов, проконсультировался с юристами. Особое спасибо за помощь в подготовке материалов хочу сказать ликвидатору аварии на ЧАЭС, инвалиду I группы, Председателю Спилки инвалидов Чернобыля Святошинского района г. Киев Красильникову Сергею Петровичу.

К сожалению, раскрытие вопросов, связанных с протестами чернобыльцев, невозможно без углубления в законодательное поле на достаточно глубокий уровень. Я постараюсь адаптировать основные положения законодательства таким образом, чтобы суть проблем была понятна простым читателям.

Обычный гражданин Украины зачастую не видит различий в среде чернобыльцев, автоматически объединяя их в некое единое целое. На самом деле это не так. Причём различия начинаются на законодательном уровне. Для начала надо понять, кто такие «чернобыльцы» и какими юридическими нормами определяется их статус, категории и т.д. Потому что от этого зависят размеры льгот, пенсий и всего того, за что сейчас идёт борьба между ними и властью.

Законодательно статус чернобыльцев, перечень и размеры их льгот, порядок расчёта пенсий и компенсаций определяется Законом Украины «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи» від 28.02.1991 року № 796 –ХІІ. Статья 9 закона делит лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, на «участников ликвидации аварии» (ликвидаторов — прим. авт.) и «потерпевших от Чернобыльской катастрофы». Надо сказать, что основными участниками нынешних протестов являются представители именно первой категории — ликвидаторы. Причём в большинстве своём — инвалиды различных категорий. Статья 10 этого же закона разделяет ликвидаторов на «граждан, непосредственно принимавших участие в любых работах по ликвидации последствий… в 1986-1987 гг. независимо от количества дней» и на таких же граждан, принимавших участие в любых работах по ликвидации последствий в 1988–1990 гг — «не менее 30 календарных дней». Что вполне объяснимо, т.к. обстановка на ЧАЭС в 1986-1987 гг была катастрофической, а в последующие годы стала несколько улучшаться. Отдельно определён статус военнослужащих, находившихся в хоне ликвидации последствий аварии.

Статья 11 закона определяет статус потерпевших. В основном он связан со сроками проживания в зависимости от степени загрязнения территорий, на которой проживали и проживают данные лица. Чем выше степень радиационного загрязнения, тем меньше срок проживания, необходимый для получения статуса потерпевшего. По разным категориям он колеблется от 14 дней, до 4 лет. Также статус потерпевшего зависит от возраста. Т.е. если в период до 1993 года ребёнок, до наступления совершеннолетия, получил нарушения здоровья из-за радиационного заражения, то он является инвалидом-чернобыльцем. Отдельно этим же законом выписан статус эвакуированных.

Статья 14 данного закона определяет причины основания получения льгот и компенсаций, которые получают ликвидаторы и потерпевшие. Закон определят 4 категории потерпевших. Зависят они, в первую очередь, от срока проживания или работы граждан на загрязнённых территориях и от степени радиационного заражения территорий. Самая «лёгкая» 4-й категория даётся тем, кто прожил или проработал 4 года в зоне усиленного радиационного заражения не менее 4-ёх лет по состоянию на 01.01.1993-го года.

Сколько всего ликвидаторов и потерпевших в Украине на сегодняшний день — информация, видимо, настолько засекреченная, что ответов даже на официальные запросы никто не получает. Последняя официальная информация от Минздрава Украины была на 01.01.1998 г.

Всего граждан Украины пострадавших от аварии на ЧАЭС по состоянию на эту дату осталось 2 267 тыс. человек. Из них:

— ликвидаторов аварии — 48,8 тыс. человек;

— эвакуированных в 1986 г — 18,1 тыс. человек;

— детей, отнесённых к пострадавшим — 589 тыс. человек.

Количество ликвидаторов и потерпевших инвалидов, получивших инвалидность в результате аварии на ЧАЭС, скромно умалчивается. По оценкам представителей общественных организаций, объединяющих чернобыльцев, их количество находится в пределах от 170 до 240 тыс. человек на сегодняшний день. Различные чиновники, начиная от вице-премьера Тигипко и заканчивая различными министерскими клерками, попросту манипулируют цифрами, выдавая за количество инвалидов то количество эвакуированных, то количество ликвидаторов, то вообще беря цифры «с потолка». Таким образом, только у Тигипко в его публичных комментариях в течении двух дней количество инвалидов менялось с 98 до 94 тыс. человек. А некоторые чиновники называли цифры и 48 тыс., и 18 тыс. человек. Выше приведено — откуда именно они взяли эти показатели.

Кроме этого, есть нюансы с определением инвалидности. Инвалидность ликвидаторов и потерпевших от аварии определяется межведомственными медицинскими комиссиями. А вот список болезней, возникших из-за радиационного облучения, и порядок определения инвалидности по медицинским показателям — вещи настолько непубличные, что складывается впечатление о «самом страшном секрете Украины».

Если свести всё это «двумя словами», то пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС по закону делятся на ликвидаторов и потерпевших (4-ёх категорий). А инвалиды — на I, II и III группы. Сколько точно кого на сегодняшний день — официальной информации нет. А та, что подаётся официальными лицами, носит недостоверный характер.


ЧАСТЬ 2. ЗА ЧТО СТОЯТ?

В первой части был рассмотрен вопрос официального статуса пострадавших от аварии на ЧАЭС, их разделение по категориям и вопросы, связанные с определением количества пострадавших. В связи с протестами чернобыльцев в последние месяцы и повышением «градуса» противостояния возникает вопрос — за что, собственно, борются протестующие и насколько правомочны их требования? Для этого необходимо опять вернуться к рассмотрению положений закона Украины «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи» від 28.02.1991 року № 796 – ХІІ с последующими поправками по состоянию до принятия Верховной Рады законопроекта №9127, который лишает льгот и понижает пенсии шестнадцати категориям граждан Украины. В т.ч. и чернобыльцам.

Для начала хочу остановиться на положениях закона, который не связан с монетарными вопросами (пенсиями и компенсациями), а определяет порядок и содержание льгот, предоставляемых пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Предоставление бесплатных лекарств и лечения болезней, связанных с радиационным облучением. В реальности, особенно в последние годы, бесплатные лекарства не предоставляются в связи с «якобы их отсутствием» и отсутствием выделяемых фондов на бесплатные лекарства. То же самое касается «бесплатных» анализов и лечения. По закону, пострадавшим бесплатно предоставлялись путёвки для внеочередного санаторно-курортного лечения. Ежегодное бесплатное медицинское обследование и диспансеризация для инвалидов. Для этого должны были быть созданы специализированные медицинские учреждения и в каждой районной поликлинике профильные кабинеты и лаборатории, для диагностирования и обследования чернобыльцев. Реально в Киеве на весь трёхмиллионный город существует один Центр радиационной медицины и одна больница при нём. Не так давно сделали поликлинику и больницу отдельно для Киевской области. Про специализированные кабинеты в районных поликлиниках г. Киева достоверно известно только об одной поликлинике – Шевченковского района. Инвалидам должны предоставляться инвалидные коляски и прочее медицинское оборудование, если это необходимо. По информации от протестующих, большая часть из них такое оборудование приобретали самостоятельно.

Не надо быть «семи пядей во лбу», чтобы понимать — сколько стоят сейчас обследование, лекарства и лечение. Особенно для онкологических болезней, заболеваемость которыми характерна для чернобыльцев. Фактически на данный момент для инвалида есть единственная возможность оплатить лечение таких тяжёлых заболеваний — продать квартиру. Т.к. государство не выполняет свои обязательства перед людьми. При этом исход лечения неизвестен.

Также предоставляются льготы на оплату услуг ЖКХ. Однако автор своими глазами видел письма-претензии, направленные от Киевэнерго и водоканала инвалиду I группы с требованиями «оплатить недостачу» с 2007-го года. А все услуги, согласно действующему законодательству, были оплачены. Чиновники попросту решили «не замечать» льготы на оплату ЖКХ. Коммунальным службам, видимо, начхать на законы.

Особый интерес вызывает положение закона, которое говорит о том, что для обеспечения улучшения жилищных условий инвалидов-чернобыльцев и семей погибших или умерших чернобыльцев местные советы «ежегодно выделяют 15 процентов всего построенного жилья, в т.ч. предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности». При этом финансирование данных программ производится Кабинетом министров из бюджета. В Киеве чернобылец последний раз квартиру получил в 2005 году. При этом на очередь он встал ещё в 1994-м. А есть ещё вопросы, связанные с предоставлением жилья эвакуированным. Часть этих людей не обеспечена жильём до сих пор.

И это только некоторые льготы, которые должны быть предоставлены пострадавшим от аварии на ЧАЭС. И практически все они или не выполняются, или выполняются в частичном объёме.

Теперь рассмотрим монетарные вопросы, которые по закону государство обязалось выполнять по отношению к чернобыльцам. И в первую очередь — по отношению к инвалидам. Здесь надо понимать, что существуют компенсации и, собственно, пенсии.

Компенсации по потере здоровья — это разовая выплата инвалидам-чернобыльцам. После поправок, внесённых в закон в 2006 и 2007 гг., эта компенсация не может быть выше 10 тыс. грн. На сегодняшний день, если медкомиссия признаёт вас инвалидом, то такая компенсация выглядит издевательством. Учитывая, что «бесплатное лечение и лекарства» являются фикцией. По отношению к инвалидам II и III групп данная компенсация ещё меньше. Если человек получает инвалидность до возраста, необходимого для выхода на пенсию, то, по закону, ему обязаны до срока выхода на пенсию обеспечивать его последнюю зарплату в размере 100 процентов.

Согласно статьям 49-54 данного закона пенсия для пострадавших от аварии на ЧАЭС состоит из двух частей — государственной пенсии и дополнительной пенсии, связанной с потерей здоровья. И вот здесь начинают происходить чудеса. На сайте Верховной Рады на данный момент висит вариант закона, который был отменён решением Конституционного суда № 6-РП-РП/2008 от 22.05.2008 г. Причём данная формулировка появилась на сайте ВР после 20.09.2011 г. Настоящая пенсия рассчитывается следующим образом:

— Государственная пенсия инвалидам чернобыльцам I группы — 10 минимальных прожиточных минимумов (т.е. мин. пенсий) и на сегодняшний день равна 800 х 10 = 8 000 грн./мес.

— Инвалидам чернобыльцам II группы — 8 минимальных прожиточных минимумов, 800 х 8 = 6 400 грн./мес.

— Инвалидам чернобыльцам III группы — 6 минимальных прожиточных минимумов, 800 х 6 = 4 800 грн./мес.

Дополнительная пенсия по утрате здоровья:

— Инвалидам чернобыльцам I группы — 100 % от минимальной пенсии, т.е. равна 800 грн./мес.

— Инвалидам чернобыльцам II группы — 75% от минимальной пенсии, 600 грн./мес.

— Инвалидам чернобыльцам III группы — 50 % от минимальной пенсии, 400 грн./мес.

Т.е. вместе это составляет 8 800 грн./мес. инвалидам чернобыльцам I группы, 7 000 грн./мес. инвалидам II группы и 5 200 грн./мес. инвалидам III группы.

Также в законе расписаны начисления потерпевшим 1-4-й категории, детям и т.д. Однако вышеуказанные пенсии являются наиболее значительными и «обсуждаемыми» обществом и представителями властей.

А в текущей «редакции» закона, который в данный момент находится на сайте ВР, пенсии рассчитываются по методике «от 110 до 220 процентов от минимального прожиточного минимума) плюс дополнительная пенсия в размере 30% от минимальной пенсии инвалидам I группы, 20% — инвалидам II группы 15% — инвалидам III группы и детям-инвалидам. В результате инвалид чернобылец I группы получал 8 800 грн/мес., а теперь — 1 840 грн./мес (теперь это максимальная «чернобыльская» пенсия в принципе — прим. автора). Инвалид II группы — примерно 1 500 грн./мес. вместо 7 000 грн. Инвалид III группы — 1 240 грн./мес. вместо 5 200 грн/мес.

Я хочу обратиться к читателям. Может ли человек, инвалид, у которого постоянные проблемы со здоровьем, прожить даже на 1 840 грн./мес. при том, что бесплатные льготы, положенные ему по закону, практически не предоставляются? А также прошу вспомнить, что эти люди в 1986-1990 годах спасли как минимум всю Европу от радиоактивного загрязнения. Пусть не все из них «сбрасывали голыми руками куски урана с крыши ЧАЭС», но каждый из них внёс свой реальный взнос в то, чтобы мы спокойно ходили по улицам наших городов, не прячась от радиоактивных осадков, пили чистую воду и купались в наших реках и озёрах. Я считаю, что мы не имеем никакого морального права осуждать этих людей за их борьбу. Фактически последними решениями Верховна Рада и Кабинет министров Украины обрёкли этих людей на уничтожение.

ЧАСТЬ 3. ЭТО ЕСТЬ ИХ ПОСЛЕДНИЙ…

Начиная с 20.09.2011 г. противостояние между чернобыльцами и властью перешло в активную форму. Украину лихорадит митингами протестов, штурмами госучреждениями, голодовками чернобыльцев и тех, кто их поддерживает. Донецкая трагедия, когда при попытке разгона голодающих умер человек стала апофеозом некомпетентности власти и её абсолютного наплевательства к людям и законам страны. Что же «спустило курок» и вывело противостояние на новый уровень?

20.09.2011 г. в Верховной Раде Украины в первом чтении был принят законопроект № 9127 «Проект Закону про гарантії держави щодо виконання судових рішень». Если говорить в двух словах, то в случае окончательного приятия этого закона 16-ти категориям пенсионеров порядок начисления пенсий, компенсаций и определение льгот будет определяться не законами, а постановлениями Кабинета Министров. То же самое касается рассмотрения судебных решений, если такие решения «не в интересах бюджета». Т.е. решения судов, в данном случае, будет регламентировать Кабмин. Чернобыльцев, особенно инвалидов-чернобыльцев, это касается больше всего. Т.к. в Украине пострадавшие от аварии на ЧАЭС являются довольно многочисленной категорией граждан.

После этого на сайте Верховной Рады, в тексте закона Украины «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи» появляется редакция статей о расчёте пенсий, которая была отменена Конституционным судом ещё в 2008 г. Т.е. ещё до принятия нового закона и вступления его в силу правительство Украины решило — сколько можно украсть у чернобыльцев. Кроме этого, суды прекратили или приостановили рассмотрение исков по обращениям чернобыльцев и не принимают новые. Данные действия произведены с нарушениями всех возможных законов, Конституции, норм права, в т.ч. и международного.

В этот же день, 20.09.11, представители общественных организаций, объединяющих чернобыльцев, пошли на «переговоры». Я хочу отдельно рассмотреть вопрос об этих общественных организациях. При министерстве социальной политики существует Координационный совет общественных организаций чернобыльцев. В него входят 17 всеукраинских общественных организаций. Наиболее известной из них является «Союз Чернобыль Украины» под председательством Юрия Андреева. То, что общественные организации в Украине в принципе представляют из себя совершенно нежизнеспособные структуры, ни для кого не секрет. В подавляющем большинстве это организации «из одного человека». Всеукраинские организации реально насчитывают максимум до 30-40 активистов, которые эпизодически принимают участие в тех или иных мероприятиях. Координационные советы и прочие Громадские рады при органах власти — это практически всегда созданные властью «карманные» советы, чтобы показывать международному сообществу видимость некоего социального диалога между властью и обществом. Во что не верит никто, включая общество, власть и международное сообщество. Участие в данных советах и радах для подавляющего большинства лидеров общественных организаций необходимо для доступа к «телам» чиновников и провластных депутатов. Это определяет доступ к распределяемым органами власти бюджетам на различные социальные программы.

Так, из 17-ти организаций чернобыльцев, участвующих в Координационном совете общественных организаций при министерстве социальной политики, 16 из них получают из бюджета на свой счёт по 100 тыс. грн ежегодно, и «Союз Чернобыль Украины» — 1 млн грн в год. Автор может только догадываться, почему именно Юрию Андрееву и его организации отдано такое предпочтение. Сами чернобыльцы — члены этих организаций, отчётов руководства никогда не видели. Для сравнения, на Спилку чернобыльцев Святошинского района г. Киева, в которой почти 10 тыс. пострадавших от аварии на ЧАЭС, которая не является «лояльной» по отношению к власти и ведёт огромную работу по отстаиванию прав чернобыльцев, выделяется аж… 2 400 грн в год.

Именно Юрий Андреев пошёл 20.09.11 на «переговоры» и подписал с правительством некий «меморандум». В котором от лица всех чернобыльцев «договорился» о… понижении пенсий в несколько раз и прекращении рассмотрения исковых заявлениях в судах. То, что это вызвало возмущение подавляющего большинства чернобыльцев — можно и не говорить. Люди высказывают совершенно справедливые претензии — человека никто не уполномочивал подписывать такие решения. После этого господин Андреев начинает заявлять о бесполезности продолжения протестов, о проплаченности акций оппозиционными политиками и прочую ложь. Власть, используя слова столь «весомой» общественной организации, тут же подхватывает и усиливает данные месседжи.

Основной накал протестов начался в ноябре, когда чернобыльцы начали получать пенсии за октябрь в несколько раз меньше, чем за сентябрь. А суды приостановили рассмотрения исков и выплаты по уже состоявшимся решениям. Т.е. правительство, суды и народные депутаты ввели закон в действие ещё до принятия самого закона во втором чтении и подписании его президентом. Пожалуй, такого вопиющего наплевательства на нормы права в Украине ещё не было. Обратите внимание, что основные акции протеста чернобыльцев начались с 14.11.11 г. Именно с середины месяца люди получают пенсии. И, когда они получили на руки от 1 200 до 1 840 грн вместо положенных по закону 5 400 – 8 800 грн… Для многих инвалидов такие пенсии равнозначны смертному приговору. Поддерживать своё здоровье за такие деньги этим людям просто невозможно. Начались стихийные, неорганизованные акции протеста. К которым начали подключаться различные города.

Со своей стороны, власть продолжила давить противозаконными постановами КМУ и другими методами. По надуманному поводу (по анонимному сообщению в интернете о якобы готовящемся террористическом акте) окружной Донецкий суд запретил акцию протеста в Донецке. По инициативе Кабинета Министров, Высший Административный Суд и Высший специализированный Суд Украины направляют в суды Информационные письма № 1080/04/4-11 и № 1400/1/6/13-11, в которых запрещает судам принимать положительные судебные решения по искам чернобыльцев по решению Конституционного суда, основываясь на законе о внесении поправок в бюджет 2011 г. Т.е. КМУ и Высшим судам ни Конституция, ни законы — не указ. Как мы помним, ни одним другим законом изменять размеры пенсий, льгот и компенсации чернобыльцам нельзя.

16.11.11 г. съехавшиеся в Киев чернобыльцы снова ломают забор возле Верховной Рады. Акции протеста начинают распространяться по другим городам. К ним присоединяются пенсионеры и инвалиды других категорий. Однако практически все они являются стихийными и неорганизованными. «Официальные» общественные организации чернобыльцев и их лидеры в большинстве своём себя дискредитировали, а собственной структуры у протестующих нет. Власть прекрасно это понимает и продолжает давить.

23.11.2011 г. выходит Постановление Кабинета Министров № 1210. В котором Кабмин попросту самовольно устанавливает размер пенсий чернобыльцам с 01.01.2012 года. При этом декларирует максимальную пенсию инвалиду чернобыльцу I группы в размере 5 200 грн/мес. Во-первых, законопроект № 9127, по которому КМУ имеет права самостоятельно устанавливать пенсии, ещё не принят даже во втором чтении. Во-вторых, это противоречит статье Конституции 22 и действующему законодательству. Т.к. пенсии пересчитываются не внесением изменений в закон «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи», а совершенно «левым», с точки зрения правовых норм, документом. В-третьих, как ни считай пенсию по методике, описанной в данном постановлении, 5 200 грн/мес. не получается никак. Маленький пример из Постановления — «Підвищення пенсій непрацюючим пенсіонерам, які проживають на територіях радіоактивного забруднення…здійснюється в таких розмірах (дополнительно — прим. авт.):

— тим, що проживають у зоні безумовного (обов'язкового) відселення, — 13,2 гривні;

— тим, що проживають у зоні гарантованого добровільного відселення, — 10,5 гривні;

— тим, що проживають у зоні посиленого радіоекологічного контролю, — 5,2 гривні.»

По остальным категориям можно посчитать самостоятельно. В итоге власть в очередной раз врёт. Кроме этого, закон обязывает выплачивать те пенсии, которые чернобыльцы отстояли в Конституционном суде. Никаких изменений в закон Украины о статусе чернобыльцев в 2011 г. не вносилось. Соответственно, любые другие законы и постановления являются незаконными.

Особый накал противостояния разворачивается в Донецке.

27.11.2011 г. абсолютно ненормальные во всех смыслах действия МЧС и МВД приводят к смерти человека. Это возмущает всю страну и приводит к новому витку противостояния.

29.11.2011 г. происходит практически спонтанная акция протеста в Киеве под стенами КМУ. Можно много говорить о смысле её проведения именно там, но, как непосредственный участник акции, хочу отметить, что обычной для многих протестных акций «коммерческой массовки» там было в лучшем случае процентов 10 – от партии Ляшко и БЮТ. При этом политики так и не смогли пробиться к основным микрофонам. Акцию поддержали уже не только чернобыльцы. Президент обещал в 10-тидневный срок «разобраться» в причинах трагедии. Ну, что ж — посмотрим...

Я хочу задать вопрос Президенту Украины. В стране чиновники, парламент, суды грубо нарушают Конституцию, процессуальные нормы, Кодексы, законы. Объясните пожалуйста, каким образом парламент у нас принимает законы, которые нарушают предыдущие без их пересмотра или отмены? Почему у нас КМУ руководит парламентом и судами? И, в конце концов, нужен ли народу Украины гарант, который ничего не гарантирует и не обеспечивает соблюдение законов и Конституции? При том, что он обладает для этого всеми необходимыми инструментами.

ЧАСТЬ 4. ГРЯЗНЫЕ ТАНЦЫ

Для понимания картины протестов чернобыльцев осталось рассмотреть два вопроса — муссируемый властью тезис о заполитизированности протестов и о перспективах чернобыльского протеста в принципе. Рассмотрим роль оппозиционных партий в данном процессе. Ещё в 2007 г., при принятии бюджета на 2008 г., нынешняя оппозиция, которая тогда была парламентским большинством, уменьшила выплаты и пенсии чернобыльцам в несколько раз. Именно эти методики расчётов использует сейчас Кабинет Министров в своих постановлениях. Чтобы отстоять свои права, чернобыльцами пришлось обращаться в Конституционный суд.

При голосовании за законопроект № 9127 в первом чтении, в котором Кабмину отдаётся право самостоятельно определять размеры льгот и пенсий, фракция БЮТ голосовала «против» — 34, «не голосовали и отсутствовали» — 70. Фракция НУНС голосовала «против» — 23, «за» (!) — 11, «не голосовали и отсутствовали» — 33. Единственное, фракция КПУ единогласно проголосовала «против» — 25. Но оппозицией её считать сложно. Из внефракционных депутатов трое голосовали «против», 10 — «за» и 8 «отсутствовали или воздержались». О чём это говорит? Это говорит о том, что подавляющей части так называемой оппозиции было абсолютно наплевать на проблемы чернобыльцев. При желании можно было блокировать трибуну и сорвать голосование, подать заявление от нардепов в Конституционный суд и т.д. Ничего этого сделано не было.

До трагедии в Донецке 27.11.2011 г. народные депутаты, за единичными исключениями, не принимали никакого участия в протестах чернобыльцев и ничем им не помогали. Всё изменилось после 27.11.2011 г. Гибель голодающего в Донецке получила настолько широкое освещение и резонанс, что очень многие так называемые «оппозиционные» политики решили заработать себе на человеческой трагедии несколько очков в будущих торгах с Партией Регионов за места в будущем парламенте. Практически вся парламентская оппозиция имеет очень непонятные шансы пройти в Верховную Раду следующего созыва, т.к. поддержка избирателями оппозиционных партий и политиков ещё ниже, чем Партии Регионов. Единственный шанс «оппозиционеров» — это договориться с властью, набрав себе «веса». Для этого используются все возможные технологии. В основном — откровенно провокативного характера.

Используя свой статус, народные депутаты пытаются прорваться к микрофонам на митингах, которые они не организовывали. Выступают перед прессой и ТВ-камерами, озвучивая «требования» чернобыльцев, на что их никто не уполномочивал. При этом, трактуя социально-экономические требования протестующих как политические. В Донецке появились палатки, которые депутаты поставили как свои общественные приёмные. Это, конечно, хорошо. Но почему они там появились только 29.11.11 г.? До этого там не было голодающих? Почему политики пытаются созвать людей и водить их хороводами по правительственному кварталу в Киеве? Абсолютно сознательно рискуя подставить больных и пожилых людей под дубинки спецподразделений МВД. У кого-то задача пролить кровь?

С моей точки зрения, работа народного депутата «от оппозиции» заключается не в «возглавлении» митингов и не в попытке принести в Мариинский парк полтора калорифера, которые, кстати, некуда подключить. Я считаю, что задача «оппозиционных» политиков и партий заключается совершенно в ином. Как уже видно, противостояние чернобыльцев и власти зашло в тупик. Чернобыльцы в результате противозаконных действий ВР и КМУ попросту стоят перед перспективой вымирания, а власть сознательно идёт на геноцид. Чернобыльцы не имеют собственных незаангажированных организационных структур. Протесты носят спонтанный и стихийный характер. Зачастую решения о проведении тех или иных мероприятий происходит «с колёс» силами того состава людей, который есть «здесь и сейчас». Координация между регионами налажена очень слабо. Если бы не подключившиеся к протестам некоторые общественные деятели и организации, не имеющие изначально отношения к чернобыльцам, то коммуникации между протестующими не было бы вообще.

Я считаю, что отстаивающие свои законные права чернобыльцы должны поставить ультиматум оппозиции. Если власть игнорирует требования протестующих и нарушает все возможные законы и Конституцию, то в дело обязана вступать оппозиция. Иначе — для чего она нужна? Чернобыльцы должны потребовать от «оппозиционных» политиков и партий защитить их законные права. А именно:

— Собрать подписи народных депутатов и срочно подать иск в Конституционный суд о нарушении Кабинетом Министров и Верховной Радой закона Украины № 796 –ХІІ от 28.02.1991 г. и статьи 22 Конституции.

— Через доступные СМИ вести разъяснительную работу с населением о правомочности требований чернобыльцев и противозаконности действий власти, аргументируя конкретными документами, решениями и законами.

— Заблокировать, сорвать или любым способом не дать принять в Верховной Раде законопроект № 9127 во втором чтении.

— Составить коллективный иск и обратиться в международные суды по нарушениям Конституции Украины и международной Венской Конвенции про гражданскую ответственность за радиационный ущерб.

— В случае, если не последует данных действий, чернобыльцы должны объявить о том, что «оппозиция» ничем не отличается от власти. И что ей точно также далеки интересы народа, как и Партии Регионов.

К сожалению, самостоятельно протестующие чернобыльцы не смогут добиться успеха. Они не структурированы, у них нет стратегии, программы пошаговых действий и вообще нет опыта политической борьбы с властью. А объединение людей вокруг чернобыльцев не происходит и не произойдёт. Ситуация с чернобыльцами уже выходит из плоскости социально-экономических вопросов в плоскость политическую. С другой стороны, данным ультиматумом чернобыльцы чётко спозиционируют свои взаимоотношения с политиками. Хотите «участвовать» — решайте наши проблемы!

Однако даже положительный для чернобыльцев выход из создавшейся ситуации не даёт никаких гарантий того, что через какое-то время очередному или текущему правительству не придёт в голову ограбить эту категорию населения путём более грамотного подхода к законодательству.


Фото с сайтов ТСН, oko.by, fort-i-ko.livejournal.com, moikompas.ru, 24.mchs.gov.ru, academ.info
Между тем

Как пишет ТСН 22 декабря 2011г., со следующего года Кабинет министров будет регулировать социальные выплаты в зависимости от денежных поступлений в бюджет. Эту информацию о переходных положениях бюджета подтвердил лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов.

"Безусловно, если бюджет наполнен, то деньги будут выплачиваться. А если бюджет наполняться не будет, то откуда будут браться выплаты? Решать в данном случае Кабинету министров. За все годы не был сформирован бюджет, так чтобы этот вопрос решал какая-то другая инстанция", — сказал парламентарий. Регионал отметил, что этот вопрос был всегда выписан таким образом в проектах украинских государственных смет.

На вопрос о том, что Партия регионов обещала не голосовать за закон о гарантиях государства по выполнению решений судов, которым отменялся ряд льгот, до согласования его с чернобыльцами и афганцами, а теперь практически воссоздала этот закон в бюджете, Ефремов отметил, что это два разных вопроса.

"Тот закон ограничивал несколько других, а государственный бюджет регулирует выплаты в рамках наполнения. Невозможно выплатить больше, чем есть в бюджете, поэтому все это спекуляции и не более того", — добавил Ефремов.

Ранее депутат Кирилл Куликов обратил внимание, что в бюджете-2012 Кабмин "воскрешает" норму законопроекта № 9127, которым фактически прекращаются выплаты льгот чернобыльцам и афганцам.

Кстати

Уже в начале нового 2012 года протесты чернобыльцев возобновились в Донецке и Львове.

Так, 12 января в Донецке чернобыльцы проводят пикет у стен областного управления Пенсионного фонда. Как сообщает сайт 24, участники акции требуют восстановить им выплату пенсий согласно решениям судов. В акции принимает участие около 200 ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

11 января во Львове областную госадминистрацию пикетировали около 30 представителей чернобыльских организаций Львовской области.

А тем временем в Луганске чернобыльцы создали новую областную организацию "Чернобыль-86".

Автор: Вячеслав Чеботарь, специально для "Великой Украины"

Комментариев нет:

Отправить комментарий