В правительстве заговорили о том, что в ближайшие годы может начаться процесс монетизации льгот.
В верхах все чаще говорят о том, что в Украине слишком много льгот и часть из них стоит отменить, а часть заменить денежными выплатами. Но пока что дальше слов разговоры не шли. Эксперты пытались подсчитать количество льготников в стране и к единому мнению так и не пришли. Экономисты - количество выделяемых для обеспечения их прав средств, и оказывается, что на эти цели тратятся десятки, а то и сотни миллиардов, а куда они уходят, никто сказать не может.
В связи с этим власть снова заговорила
о необходимости реформ. Правительство подготовило проект документа,
который может стать началом отмены в стране целого ряда льгот. Уже
подготовлена программа развития конкуренции в Украине на ближайшие
десять лет. Один из пунктов этого документа предлагает отменить
"массовые льготы на проезд". Заменить их собираются адресной помощью
малообеспеченным слоям населения. Если учесть, что в правительстве
постоянно ведутся разговоры о монетизации льгот, можно предположить,
что следом возьмутся и за другие их виды.
Пока что удивляет только, почему
начать решили не с депутатов и чиновников, которые при высоких
зарплатах, еще и пользуются огромным количеством благ за счет госказны,
а с простых пенсионеров, инвалидов, чернобыльцев, которые имеют право
на бесплатный проезд. Может быть, потому что у народных избранников не
поднимется рука нажать кнопку в поддержку законопроекта, который лишит
их всех благ?
Шутки шутками, а в ближайшие годы всем
льготникам нужно готовиться к переменам. Какими они будут, еще
неизвестно. Пока нет даже проекта замены льгот на денежные компенсации,
поэтому сегодня мы напишем, как это происходит в разных странах, чтобы
украинцы знали, к чему им нужно готовиться.
Компетентно
Всегда будут недовольные
- Если посмотреть на опыт развитых
стран, там льготы только монетизированные, - говорит экономист
Александр Охрименко. - У нас вся система осталась со времен СССР. Как
результат, в госбюджете не хватает денег, чтобы профинансировать все
льготы, и в тот же момент льготами пользуются те лица, которых нельзя
назвать социально незащищенными. Давно назрела необходимость
монетизировать льготы в Украине. Это существенно уменьшит коррупцию и
злоупотребление в этой сфере.
С политической точки зрения самый
красивый ход - это ревизия и реальные сокращения льгот депутатов. Но
вряд ли - пройдет. На втором месте это чернобыльцы. У нас объявилось
очень много псевдочернобыльцев. Было бы логично вообще отменить льготы
чернобыльцам, но расширить льготы по чернобыльцам-инвалидам, вот они
действительно нуждаются в этом.
Льготы силовиков и военных нужно не
отменять, а заменять. Простое решение - персональная корпоративная
платежная карточка, с помощью которой они могут оплачивать различные
услуги. При этом могут устанавливаться разные лимиты и требования к
этим карточкам. Это оптимальный вариант, который шикарно работает в
США.
С пенсионерами сложнее. В идеальном
варианте нужна настоящая социальная карточка, но тогда нужно решить и
проблему использования этой карточки в любой точке Украины. А это пока
нереально в условиях Украины. Поэтому нужно проводить монетизацию за
счет доплат к пенсиям. Хотя это была бы временная мера.
Хорошо бы за основу взять метод
Швеции. У них шикарная система, которая учитывает большое количество
факторов - возраст, место проживания, место работы (если нужно),
степень нагрузки на работе, социальный статус, физиологические данные и
состояние семьи. Нельзя всем одновременно дать денежную льготу и
считать, что это решит проблему. Льготы должны быть диверсифицированы
по четким критериям.
Но, к сожалению, этот процесс вызовет и негативные разговоры в обществе. Многие будут считать себя обделенными.
Средний размер пенсий в разных странах (в долларах)*
Германия 1300
США 1100
Польша 500
Латвия 400
Эстония 300
Россия 280
Украина 168
* По данным открытых источников.
А как у них?
Германия
Наверное, самой социально обеспеченной
страной Европы можно назвать Германию. Все знают, что многие мигранты
просто мечтают жить в этой стране на пособие по безработице. Однако к
старикам в Германии отношение несколько специфическое. У пенсионеров
очень мало льгот. Даже не все инвалиды могут пользоваться транспортом
бесплатно.
Например, если человек с аналогом
нашей первой группы инвалидности хочет получить право на бесплатный
проезд, то он его покупает. Годовой проездной на все виды транспорта
внутри страны стоит для него около 60 евро. Бесплатно могут
передвигаться только глухие, слепые и инвалиды, которые не могут
обойтись без посторонней помощи.
Большинство скидок для обычных
пенсионеров - это частная инициатива компаний. Дело в том, что
транспорт в стране не государственный. Поэтому на железной дороге не
так давно для пенсионеров отменили практически все льготы. Осталась
только возможность купить дисконтную карту, дающую право на
50-процентную скидку при покупке железнодорожного билета. То есть ее
есть смысл покупать, если человек собирается много путешествовать по
стране. Правда, не стоит забывать, что средняя пенсия в Германии
составляет около 1000 евро, что в шесть раз выше, чем в Украине.
США
Здесь тоже нет особых льгот для
пенсионеров. Более того, государственная пенсия весьма невелика, в
зависимости от стажа она составляет 500-1000 долларов. Однако
большинство граждан всю жизнь откладывают при помощи специальных
программ накопления частных пенсионных фондов и если в течение жизни
думали о своем будущем, то к моменту выхода на пенсию могут
рассчитывать на сумму в 1,5-2 тысячи долларов.
При этом полную государственную пенсию
начинают получать только после 65 лет. С этого возраста людям
оплачивают медицинскую страховку. На транспорте пенсионер автоматически
получает скидку на проезд 50%.
Несмотря на то что пенсионерам
приходится в полном объеме оплачивать жилье, с голоду они не умирают -
все малоимущие в стране получают продуктовые талоны. Также существует
специальная программа, которая помогает людям с ограниченным доходом
оплачивать квартиру или дом за счет городского бюджета.
Россия
В этой стране наиболее похожая на
украинскую система льгот для пенсионеров. Всего их по стране около 150.
Однако в свое время часть льгот была монетизирована и заменена так
называемыми ежемесячными денежными выплатами, которые в зависимости от
категории составляют от 100 до 1000 гривен в переводе на наши деньги.
И хотя этот процесс был официально
признан неудачным, сейчас пенсионеры должны платить за проезд в
городском и пригородном транспорте. Так, в электричках они могут ездить
за 50% стоимости только в так называемый дачный сезон - с 1 мая по 30
сентября. Правда, в некоторых регионах к этой льготе добавляется еще
скидка от местных властей. Так, например, в Санкт-Петербурге
пенсионерам в этом году дали возможность приобретать билеты на
электрички с оплатой всего 10% стоимости разового проезда.
Андрей ГАЦЕНКО
Комментариев нет:
Отправить комментарий