Положения, которые были признаны неконституционными, теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения.
Сегодня Конституционный Суд Украины обнародовал
решение по делу по конституционному представлению Верховного Суда
Украины относительно соответствия Конституции Украины отдельных
положений статьи 2, абз. 2 п. 2 раздела II «Заключительные и переходные
положения» Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», ст. 138 Закона «О судоустройстве и статусе судей».
В конституционном представлении обжалованы положения законов, определяющие условия пенсионного обеспечения и выплаты ежемесячного пожизненного денежного содержания судей в отставке. По
мнению ВСУ, изменениями в ч.1, 2 ст. 138 Закона о судоустройстве
значительно ухудшены условия пенсионного обеспечения и выплаты
ежемесячного пожизненного денежного содержания судей в отставке, в
частности увеличен возраст (с 60 до 62 лет для мужчин и с 55 до 60 лет
для женщин), по достижении которого они имеют возможность реализовать
право на выбор материального обеспечения после выхода в отставку, то
есть получать пенсию на условиях, предусмотренных ст. 37 Закона о
госслужбе, или ежемесячное пожизненное денежное содержание, чем
существенно нарушены законодательно определенные до этого гарантии
независимости судей.
КСУ признал конституционными
ч.1, 2 ст. 138 Закона «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010
№ 2453-VI в редакции Закона «О мерах по законодательному обеспечению
реформирования пенсионной системы» от 8 июля 2011 № 3668-VI.
Получение
судьей ежемесячного пожизненного денежного содержания обусловлено
исключительно наличием стажа работы в должности судьи не менее 20 лет и
выходом в отставку и не зависит от достижения судьей пенсионного
возраста, предусмотренного в ч.1 ст. 138 Закона, в том числе переходного
возраста, определенного во втором предложении ч1. ст. 138 для
судей-мужчин, которые родились до 31 декабря 1955 г. Изменив возраст, по
достижении которого судьи имеют возможность реализовать право на выбор
материального обеспечения, ВР не нарушила положения Конституции
относительно предельного возраста работающего судьи и гарантий
независимости судей.
В свою очередь неконституционными признали:
- ч.3, первое, второе, третье предложение ч. 5 ст.138 Закона «О судоустройстве и статусе судей».
Согласно ч. 3 ст. 138 Закона ежемесячное пожизненное денежное содержание
выплачивается судье в размере 80 % денежного содержания судьи с
которого был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное
соцстрахование, а до 1 января 2011 г. - страховые взносы на
общеобязательное государственное пенсионное страхование, который
работает на соответствующей должности. Предыдущая редакция данного
положения предусматривала, что за каждый полный год работы в должности
судьи более 20 лет размер такого денежного содержания увеличивается на 2
% заработка, но не более 90 % зарплаты судьи, без ограничения
предельного размера ежемесячного пожизненного денежного содержания.
Закон
№ 3668-VI сузил этого объем права, чем снизил и достигнутый уровень
гарантий независимости судей. Следовательно, подлежит применению
предыдущая редакция ч.3 ст. 138, в которой предусмотрена возможность
увеличения размера ежемесячного пожизненного денежного содержания.
Ч. 5 ст. 138 устанавливает, что выплата
ежемесячного пожизненного денежного содержания на период работы на
должностях, дающих право на его назначение или право на назначение
пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных законами Украины о
прокуратуре, о научной и научно-технической деятельности, о статусе
народного депутата, о госслужбе, прекращается. На этот
период назначается и выплачивается пенсия в соответствии с Законом об
общеобязательном государственном пенсионном страховании. Максимальный
размер ежемесячного пожизненного денежного содержания судей в отставке
(с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной
помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других
доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к
надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед
Родиной) не может превышать 10 прожиточных минимумов, установленных для
лиц, утративших трудоспособность. Пожизненное денежное содержание судьям
выплачивается органами ПФУ за счет средств госбюджета.
До внесения изменений было установлено, что пенсия или ежемесячное пожизненное денежное содержание судьи выплачивается независимо от заработка
(прибыли), получаемого судьей после ухода в отставку. Пожизненное
денежное содержание судьям общей юрисдикции выплачивается органами
Пенсионного фонда за счет средств госбюджета, за исключением судей КСУ,
ВСУ и высших специализированных судов, которым денежное содержание
выплачивается этими судами.
Учитывая, что
одной из гарантий независимости судей является запрет при принятии новых
законов или внесении изменений в действующие законы сужать содержание и
объем установленных Конституцией таких гарантий, КСУ считает, что
оспариваемые положения относительно установления максимального размера
пенсии(ежемесячного пожизненного денежного содержания) судей,
противоречат Основному Закону Украины.
- ст. 2
Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования
пенсионной системы» от 8 июля 2011 № 3668-VI в части распространения ее
действия на Закон «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010 №
2453-VI;
- абз. 2 п. 2 раздела II «Заключительные и
переходные положения» Закона «О мерах по законодательному обеспечению
реформирования пенсионной системы» от 8 июля 2011 № 3668-VI, из
содержания которого следует, что выплата судьям пенсии (ежемесячного
пожизненного денежного содержания) осуществляется без индексации, без
применения положений ч. 2, 3 ст. 42 Закона «Об общеобязательном
государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 № 1058-IV и без
проведения других перерасчетов, предусмотренных законодательством.
КСУ назвал неконституционным ограничение размеров пенсий судей
ОтветитьУдалитьА КТО Б СОМНЕВАЛСЯ?
КОНСТИТУЦИЯ У НАС ТОЛЬКО ДЛЯ СУДЕЙ, ДЕПУТАТОВ, КАБМИНА, ПРЕЗИДЕНТА, ИСПОЛКОМОВ И ВСЯКИХ ТАКИХ ЖЕ, У КОГО БАБЛО ЕСТЬ