Пытаясь добиться своевременного наполнения госказны, украинское правительство вновь лишило местные бюджеты финансирования. Январь-февраль каждого года — это затишье по бюджетным
трансфертам, однако в начале нынешнего года остатки на едином
казначейском счету (ЕКС) достигли рекордного минимума. Так, в 2013 год
казначейство вошло с остатками на едином счету на уровне 458 млн гривен,
сравнимый остаток в январе был ровно десять лет назад — в начале
2003-го. К февралю остатки на ЕКС выросли до 4,05 млрд гривен (хуже было
только в 2010 году — 1,84 млрд гривен), а к началу марта казначейский
счет вновь похудел до 2,77 млрд гривен, что сравнимо с мартом 2010-го.
Даже в кризисном 2009 году ситуация с ЕКС была гораздо лучше: на 1
января остатки составляли 7,72 млрд гривен, на 1 февраля — 7,95 млрд, на
1 марта — 5,99 млрд гривен.
«Резкое падение остатков на ЕКС может свидетельствовать только об
одном — из этого резерва госфинансисты ”затыкают” прорехи в расходных
статьях местного бюджета. Вполне возможно, что эти займы наложились на
недостачу налоговых поступлений, ведь в стране уже не первый месяц
фиксируется экономический спад», — объяснил аналитик международного
финансового холдинга FIBO Group Анатолий Воронин. Эту
версию уже подтвердил январь, за который дефицит сводного бюджета
составил 615,4 млн гривен, в то время как за январь 2012 года был
зафиксирован профицит в размере 2,07 млрд гривен.
Резкое падение казначейских остатков фиксировалось минувшей осенью,
когда правительство увеличило социальные выплаты гражданам накануне
парламентских выборов.
Дефицит средств на казначейском счету приводит к недостаточному
финансированию местных бюджетов. «Субвенции на социально-экономическое
развитие сейчас не поступают. В начале года это никогда не происходит. В
лучшем случае местные бюджеты получат их в мае. А вот когда платить
совсем нечем, субвенции выделяются в декабре», — прокомментировал
вице-президент Ассоциации городов Мирослав Питцык.
С такой же проблемой сталкивалось и предыдущее правительство Юлии Тимошенко,
которая, когда заканчивались деньги в государственном бюджете,
использовала ассигнования, предназначенные для местных бюджетов. Это
даже привело к громкому скандалу, когда в 2010 году генеральная
прокуратура обвинила экс-премьера и бывшую главу ГосказначействаТатьяну Слюз в нецелевом использовании бюджетных средств с ЕКС. Тогда
Контрольно-ревизионное управление не досчиталось 200 млн евро,
полученных по Киотскому протоколу.«Чтобы ”закрыть” прошлый год, казначейство было вынуждено залезть в
кассы всех распорядителей бюджетных средств, а это и местные бюджеты, и
школы, институты, медицинские учреждения», — рассказал «Эксперту» бывший
и. о. министра финансов (в правительстве Тимошенко) Игорь Уманский.
То есть в январе нынешнего года проводились выплаты бюджетникам в виде
ноябрьских и декабрьских зарплат, которые они не получили вовремя. Так,
по данным Госслужбы статистики, задолженность по зарплате к началу 2013
года составила 0,89 млрд гривен. Хотя, по информации Госфининспекции, к
концу 2012-го задолженность по зарплате бюджетникам была гораздо выше —
1,3 млрд гривен.
По словам Мирослава Питцыка, деньги начали задерживать еще с лета
2012 года. И казначейству было дано негласное предписание давать
регионам средства лишь на закупку энергоносителей и выплату зарплат,
остальное — придерживать.
Мировой опыт управления государственной казной очень разный.
Например, во Франции остатки на едином счету, по данным французского
казначейства, в течение месяца достигают 20–40 млрд евро, а вот в
Швеции, согласно законодательству, дневной баланс казначейского счета
должен быть равен нулю. По мнению главы Государственной казначейской
службы Сергея Харченко, оптимальный остаток на счетах казначейства — десять миллиардов гривен.
Путей улучшения ликвидности казначейства несколько. Один из вариантов
— активизация традиционных госзаимствований. Второй — дать возможность
казначейству самостоятельно выходить на вторичный рынок облигаций
внутреннего госзайма (ОВГЗ). Эта идея звучала еще в мае 2012 года, и
подобная схема действует во многих европейских странах. Третий путь —
более жесткий контроль над доходной и расходной частью бюджета. Эта
идея, кстати, заложена в законопроекте №2049, который внес в парламент в
конце января президент Виктор Янукович. Он предложил
расширить полномочия Счетной палаты, дав ей право контролировать не
только расходную, но и доходную статьи бюджета.
Наиболее радикальный путь — секвестр. «Я думаю, что парламенту
придется это сделать. В первую очередь под нож пойдет социальное
направление, но в той или иной степени финансирование урежут всем», —
отметил президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.
Автор: Анастасия Ведринская
ИСТОЧНИК : http://ekonomika.eizvestia.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий