24 марта 2013 г.

Жесткая бюджетная диета


Жесткая бюджетная диетаПытаясь добиться своевременного наполнения госказны, украинское правительство вновь лишило местные бюджеты финансирования. Январь-февраль каждого года — это затишье по бюджетным трансфертам, однако в начале нынешнего года остатки на едином казначейском счету (ЕКС) достигли рекордного минимума. Так, в 2013 год казначейство вошло с остатками на едином счету на уровне 458 млн гривен, сравнимый остаток в январе был ровно десять лет назад — в начале 2003-го. К февралю остатки на ЕКС выросли до 4,05 млрд гривен (хуже было только в 2010 году — 1,84 млрд гривен), а к началу марта казначейский счет вновь похудел до 2,77 млрд гривен, что сравнимо с мартом 2010-го. Даже в кризисном 2009 году ситуация с ЕКС была гораздо лучше: на 1 января остатки составляли 7,72 млрд гривен, на 1 февраля — 7,95 млрд, на 1 марта — 5,99 млрд гривен.

«Резкое падение остатков на ЕКС может свидетельствовать только об одном — из этого резерва госфинансисты ”затыкают” прорехи в расходных статьях местного бюджета. Вполне возможно, что эти займы наложились на недостачу налоговых поступлений, ведь в стране уже не первый месяц фиксируется экономический спад», — объяснил аналитик международного финансового холдинга FIBO Group Анатолий Воронин. Эту версию уже подтвердил январь, за который дефицит сводного бюджета составил 615,4 млн гривен, в то время как за январь 2012 года был зафиксирован профицит в размере 2,07 млрд гривен.

Резкое падение казначейских остатков фиксировалось минувшей осенью, когда правительство увеличило социальные выплаты гражданам накануне парламентских выборов.

Дефицит средств на казначейском счету приводит к недостаточному финансированию местных бюджетов. «Субвенции на социально-экономическое развитие сейчас не поступают. В начале года это никогда не происходит. В лучшем случае местные бюджеты получат их в мае. А вот когда платить совсем нечем, субвенции выделяются в декабре», — прокомментировал вице-президент Ассоциации городов Мирослав Питцык.

С такой же проблемой сталкивалось и предыдущее правительство Юлии Тимошенко, которая, когда заканчивались деньги в государственном бюджете, использовала ассигнования, предназначенные для местных бюджетов. Это даже привело к громкому скандалу, когда в 2010 году генеральная прокуратура обвинила экс-премьера и бывшую главу ГосказначействаТатьяну Слюз  в нецелевом использовании бюджетных средств с ЕКС. Тогда Контрольно-ревизионное управление не досчиталось 200 млн евро, полученных по Киотскому протоколу.«Чтобы ”закрыть” прошлый год, казначейство было вынуждено залезть в кассы всех распорядителей бюджетных средств, а это и местные бюджеты, и школы, институты, медицинские учреждения», — рассказал «Эксперту» бывший и. о. министра финансов (в правительстве Тимошенко) Игорь Уманский. То есть в январе нынешнего года проводились выплаты бюджетникам в виде ноябрьских и декабрьских зарплат, которые они не получили вовремя. Так, по данным Госслужбы статистики, задолженность по зарплате к началу 2013 года составила 0,89 млрд гривен. Хотя, по информации Госфининспекции, к концу 2012-го задолженность по зарплате бюджетникам была гораздо выше — 1,3 млрд гривен.

По словам Мирослава Питцыка, деньги начали задерживать еще с лета 2012 года. И казначейству было дано негласное предписание давать регионам средства лишь на закупку энергоносителей и выплату зарплат, остальное — придерживать.
Мировой опыт управления государственной казной очень разный. Например, во Франции остатки на едином счету, по данным французского казначейства, в течение месяца достигают 20–40 млрд евро, а вот в Швеции, согласно законодательству, дневной баланс казначейского счета должен быть равен нулю. По мнению главы Государственной казначейской службы Сергея Харченко, оптимальный остаток на счетах казначейства — десять миллиардов гривен.

Путей улучшения ликвидности казначейства несколько. Один из вариантов — активизация традиционных госзаимствований. Второй — дать возможность казначейству самостоятельно выходить на вторичный рынок облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ). Эта идея звучала еще в мае 2012 года, и подобная схема действует во многих европейских странах. Третий путь — более жесткий контроль над доходной и расходной частью бюджета. Эта идея, кстати, заложена в законопроекте №2049, который внес в парламент в конце января президент Виктор Янукович. Он предложил расширить полномочия Счетной палаты, дав ей право контролировать не только расходную, но и доходную статьи бюджета.

Наиболее радикальный путь — секвестр. «Я думаю, что парламенту придется это сделать. В первую очередь под нож пойдет социальное направление, но в той или иной степени финансирование урежут всем», — отметил президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.
Автор: Анастасия Ведринская

ИСТОЧНИК : http://ekonomika.eizvestia.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий