28 апреля 2013 г.

Не скреби по сусекам — там нет ничего!

Упражнения власти Януковича в управлении страной привели к опустошению казны. В итоге местные бюджеты лишаются хотя бы минимально необходимого финансирования, а вскоре может последовать секвестр бюджета и урезание социальных расходов.
В январе и феврале 2013 года был поставлен рекорд опустошения государственной казны. В 2013 год казначейство вошло с наименьшими за последние 10 лет остатками на едином казначейском счету (ЕКС), которые обвалились до 458 млн. грн. Правда, на 1 февраля усилиями налоговой службы остатки на ЕКС немного превысили 4 млрд. грн., но уже по состоянию на 1 марта опять уменьшились до 2,77 млрд. грн.
Эти цифры интересно сравнить с аналогичными показателями во времена “папередников”, которые оставили, по словам премьера Азарова столь “тяжкое наследие”, что нынешняя власть “проФФесионалов” никак не может его преодолеть вот уже три года, не смотря на героические усилия. Так вот, во времена бывшего премьера Юлии Тимошенко по состоянию на 1 января — подчеркнем! — кризисного 2009 года остатки на ЕКС составляли 7,72 млрд. гривен, на 1 февраля — 7,95 млрд., на 1 марта — 5,99 млрд. гривен. Как говорится, сравните цифры и почувствуйте разницу!
Нынешний резкий провал в казне эксперты объясняют тем, что, во-первых, власти приходится непрерывно затыкать прорехи в расходных статьях бюджетов разных уровней, а во-вторых, налицо нехватка налоговых поступлений из-за прогрессирующего в стране экономического спада, наблюдаемого уже не первый месяц. Это мнение подтверждается тем, что дефицит сводного бюджета в январе 2013 года превысил 600 млн. грн., тогда как годом ранее имел место профицит в размере более 2 млрд. грн.
От дефицита средств на казначейском счету страдают, прежде всего, регионы, поскольку местным бюджетам выделяется крайне мало средств. Фактически финансируются только расходы на коммунальные услуги и зарплата работникам бюджетной сферы. На социально-экономическое развитие средства не поступают вообще.
Здесь опять следует провести параллели с “папередниками”. Напомним, что в 2010 году Генеральная прокуратура обвинила экс-премьера Юлию Тимошенко и бывшую главу Госказначейства Татьяну Слюз в нецелевом использовании бюджетных средств с единого казначейского счета на сумму 200 млн. евро, полученных по Киотскому протоколу. Потом оказалось, что обвинения эти весьма спорны, а затем интерес к вопросу постепенно угас. Почему? Ведь очевидно, что если бы это обвинение имело хотя бы малейшую перспективу, обслуживающие режим Януковича прокурорские “раскрутили” бы дело “на всю катушку”. А все очень просто: власть Януковича явно грешит нецелевым использованием бюджетных средств, а именно — латает дыры в госбюджете за счет использования ассигнований, предназначенных для местных бюджетов.
По некоторым данным, в январе 2013 года проводились выплаты бюджетникам зарплат за ноябрь и декабрь 2012 года. Причем в этом вопросе имеет место расхождение в данных двух государственных служб. По данным Госслужбы статистики, задолженность по зарплате в бюджетной сфере к началу 2013 года составила 0,89 млрд. гривен, а по информации Госфининспекции, к концу 2012-го задолженность по зарплате бюджетникам была гораздо выше — 1,3 млрд. гривен. Подобная “точность” в размере плюс-минус почти полмиллиарда гривен просто шокирует! Чтобы закрыть прошлогодние долги, власть отобрала средства, предназначенные местным бюджетам в году нынешнем.
И этот процесс начался не в новогодние праздники, а еще с лета 2012 года. Тогда, по имеющейся информации, Госказначейству было дано негласное указание: выделять регионам деньги только на энергоносители и зарплату, а остальные предусмотренные бюджетами различных уровней статьи расходов не финансировались.
Сейчас рассматривается несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Во-первых, наращивание внешних заимствований. Во-вторых, дать право Госказначейству самостоятельно выходить на рынок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Оба эти пути будут увеличивать и без того огромную внутреннюю и внешнюю долговые нагрузки, что чревато дефолтом. В-третьих, недавно Янукович внес законопроект об усилении контроля над доходной и расходной частями бюджета, для чего предлагается расширить полномочия Счетной палаты, которая в настоящее время имеет право контролировать только бюджетные расходы. Едва ли это даст положительный эффект, когда в масштабной коррупции замешаны высшие должностные лица государства.
Есть и четвертый путь — секвестр бюджетных расходов или, проще говоря, их урезание. Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой полагает, что власть в итоге вынуждена будет пойти на такую меру, и пострадают, прежде всего, ассигнования на социальные нужды.
Впрочем, весьма вероятен и пятый путь, особенно в свете предстоящих президентских выборов. Необходимые расходы на социальные нужды будут значиться в бюджетах различных уровней, но денег на них выделять не будут, и только где-нибудь перед выборами электорату бросят, как кость, небольшие социальные подачки.

ИСТОЧНИК :  http://www.svoboda.com.ua/?Lev=archive&Id=7822

Комментариев нет:

Отправить комментарий