Нас с детства учат уважать старость. Но при этом в нашем обществе старикам и достается больше всего «пинков и шишек». И особенно обидно, что сегодня тяжело приходится тем, чьи молодые годы были искалечены огнем войны. Кого мы называем героями в дни праздников, и о которых забываем в будни, а порой и горько обижаем…
Неужели это мы?
На днях пришлось стать свидетелем страшной сцены. Никого не били, не насиловали и не грабили, но при этом она по-своему была не менее жестокой, ведь словами тоже можно «раздавить» человека. Покупал очень пожилой одессит клубнику на Привозе. Попросил молодую продавщицу заменить пару явно гнилых ягод, которые та бросила в пакет. Девица фыркнула, но заменила. А вот когда старик сказал: «Ой, дочка, извини, я с деньгами просчитался, у меня две гривни не хватает, отсыпь, пожалуйста», торговка открыла рот и стала кричать, что тот морочит ей голову. «Я же не украл ничего, зачем кричать? Да разве ж за это я воевал и всю жизнь честно трудился», – горько сказал дедушка. И тут и вовсе понеслось: «Меня тогда не было. Не видела я, как вы воевали. И вообще, почти сто лет прошло, хватит нам своей войной тыкать. Денег у него не хватает, да вам такие пенсии поделали, в два раза больше меня получаете».
Неужели это мы?
На днях пришлось стать свидетелем страшной сцены. Никого не били, не насиловали и не грабили, но при этом она по-своему была не менее жестокой, ведь словами тоже можно «раздавить» человека. Покупал очень пожилой одессит клубнику на Привозе. Попросил молодую продавщицу заменить пару явно гнилых ягод, которые та бросила в пакет. Девица фыркнула, но заменила. А вот когда старик сказал: «Ой, дочка, извини, я с деньгами просчитался, у меня две гривни не хватает, отсыпь, пожалуйста», торговка открыла рот и стала кричать, что тот морочит ей голову. «Я же не украл ничего, зачем кричать? Да разве ж за это я воевал и всю жизнь честно трудился», – горько сказал дедушка. И тут и вовсе понеслось: «Меня тогда не было. Не видела я, как вы воевали. И вообще, почти сто лет прошло, хватит нам своей войной тыкать. Денег у него не хватает, да вам такие пенсии поделали, в два раза больше меня получаете».
Побледневший старик молча отошел, держа в дрожащей руке деньги, которые приготовил для расчета. Торговке, правда, свидетели инцидента тоже сказали пару «теплых» слов. Хотя, кажется, она и не поняла, за что. Хочется верить, что и ветеран не взял все близко к сердцу, списав все на полнейшую глупость торгующей девицы. Во всяком случае, на вопрос: «Как Вы себя чувствуете, может Вам помочь», он ответил «Все в порядке, мы, старики, уже привыкли к такому отношению». А потом добавил: «А совсем молодые и про День Победы мало что знают, им это не интересно».
Думается, в последнем ветеран был не совсем прав, и сейчас детям немало рассказывают о героизме наших дедов-прадедов. Уж в нашем регионе отношение к Великой Победе никогда не менялось. Вот только вспоминаем мы о фронтовиках нечасто, лишь в знаменательные даты…
Поздравили и забыли…
После Дня Победы прошло несколько недель. А дед моей знакомой до сих пор не выбросил засохшие букеты цветов, подаренные ему на праздник. Говорит, хочет, чтобы они напоминали ему о том дне, когда он и другие ветераны действительно обласканы заботой, чувствуют почет и уважение, слышат много теплых слов и красивых обещаний. Ведь праздничный день прошел, и они, увы, снова остались один на один со своими проблемами.
Всегда поражал контраст отношения к ветеранам войны в праздники и в будни. В День Победы, День освобождения Украины и города они – на пике внимания. В остальные дни большинство из них не живут, а выживают. Поэтому такие праздники втройне важны, ведь, кроме того, что нам напоминают о героизме наших дедов-прадедов, что чествуем тех, кто еще жив, ветераны получают и какую-то помощь. Например, в этом году приурочили к празднику повышение пенсии инвалидам войны и участникам боевых действий в ВОВ, которым исполнилось 85 лет, теперь ежемесячные выплаты составят 2547 грн. А еще в этот день мы действительно искренне благодарим фронтовиков за мирное небо над головой.
А потому и поразило одесситов сообщение на Facebook, написанное местным политиком и бизнесменом, больше всего «прославившимся» нескончаемым строительством паркинга на Греческой площади Вадимом Черным. Текст этого сообщения перепечатали многие одесские сайты, и большинство их читателей были крайне возмущены.
Казалось бы, каждый имеет право на собственную точку зрения. Удивило другое, как мог подобное написать весьма образованный человек, которым является господин Черный. Но, получается, что с историей он не совсем в ладах, а иначе откуда заявление, что «странно отмечать победу Украине, население которой сплошь и рядом выходило встречать оккупантов с хлебом-солью»? Если и были таковые, то лишь в Западной Украине. Но ведь Вадим Черный отнюдь не житель Галичины, да и по политическим взглядам является не украинским националистом, а анархистом. Кстати, его же однопартийцы сразу дали знать, что не разделяют его позицию по этому вопросу. Так, председатель политисполкома Союза анархистов Украины Вячеслав Азаров в своем комментарии написал: «Вадим имеет право на свое частное мнение. Но это мнение он выражает не как лидер анархистов. Анархисты сражались с фашистами и нацистами по всей Европе от Испании и Франции до Германии и Болгарии… Для анархистов всего мира 9 мая – праздник победы над фашизмом и нацизмом, которую приблизили тысячи павших анархистов». Не говорю уже об огромном количестве других комментариев, гораздо менее корректных по отношению к Вадиму Черному. И понять их можно, поскольку для большинства из нас День Победы – это святое, и отмечать его мы будем. Тем более, что отменить этот праздник – значит, плюнуть в душу тем, кто прошел войну и кто еще рядом с нами. Но главное, и без праздника о них не забывать.
Лицемеры от власти
И все же хочется сказать, что, пожалуй, лучше честно заявить о своей позиции, чем проявлять лицемерие, которое мы наблюдаем со стороны нашей власти. Когда вслух звучат обещания всегда проявлять заботу о ветеранах, а на деле практически ничего не делается. И даже то, что вроде бы считается проявлением внимания к фронтовикам, порой их больше огорчает, чем радует. Достаточно лишь вспомнить историю с квартирами, ключи от которых еще два года назад торжественно вручал участникам войны одесский мэр. И эти самые ключи даже спустя год оставались единственным, что реально им досталось. Сам дом, в котором находились квартиры, так и не был сдан в эксплуатацию. И лишь вмешательство столичных и областных властей заставило власть городскую «зашевелиться». Но, к слову, и сейчас в доме нормально не работают лифты. И, как, оказалось, с документацией на квартиры тоже не все в порядке: зарегистрировав квартиры как имущество ветеранов, в МБТИ так и не отменили их регистрацию как коммунальной собственности.
И это лишь единичный случай в качестве примера. А ведь пренебрежительное отношение к старикам-ветеранам встречается на каждом шагу. Да, им повысили пенсии, да, иногда они могут бесплатно поправить здоровье в санатории, имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте и льготы на оплату коммунальных услуг. Но не так уж велика их пенсия, учитывая сегодняшние цены. И лекарства стоят очень дорого, и денег на них, учитывая возраст и состояние здоровья, тратится все больше. А чтобы получить бесплатную путевку в санаторий или оформить льготы, надо найти силы добраться в соответствующие организации, да часто-густо еще и очередь выстоять, а порой и испытать на себе хамство чиновников.
Одним словом, если сегодня кто из ветеранов и живет в покое и комфорте, то это заслуга их близких, но никак не власти.
О тех ли заботимся?
Количество ветеранов войны в нашей стране составляет 1 483 тысячи человек. А участников боевых действий Великой Отечественной войны, тех, кто побывал в самом аду, в разы меньше. Так, по данным организации Ветеранов Украины их осталось не более 120 тысяч. И, как ни горько это осознавать, это число стремительно уменьшается, лишь за последние три года ветеранов войны стало меньше на 28,8 %. Но даже о тех, кто еще с нами, мы не можем достойно позаботиться. И виной тому не кризис и не плачевное состояние украинской экономики. Ведь нашлись же 36 миллионов гривень на автомобильное обеспечения деятельности Верховной Рады в 2013 году. В парламенте на балансе находятся 240 машин, каждая из которых обходится бюджету в 150 тысяч гривень в год. Притом, народные избранники предпочитают пользоваться личными авто, да и лимит на поездки – 25 часов в месяц. Тогда зачем столь большой автопарк?
Представьте – 1,5 миллиона ветеранов и 36 миллионов на автомобили для депутатов. Это же какую жизнь можно обеспечить тем, кто в этом действительно нуждается! И не только ветеранам, но и сиротам, и многодетным семьям, и чернобыльцам.
А если вспомнить другие моменты заботы нардепов о самих себе, родимых? Тут тебе и 12 миллионов на бесплатный проезд, и возвращенные льготы, благодаря которым первые два года после работы в парламенте они могут получать ежемесячную компенсацию в размере 14 тысяч гривень.
А еще 16 миллионов на материальную помощь депутатам в 2013 году. Опять же, лишь сравнить: 35,5 тысяч нардепу и одноразовая помощь ветеранам – от 2415 грн инвалидам I группы до 745 грн участникам боевых действий, а простым участникам войны положены и вовсе жалкие 135 грн. Видимо, депутаты больше нуждаются…
И ведь от материальной помощи в Верховной Раде отказываются лишь единицы. Оно и понятно. Ну что старик-ветеран, надел старые латаные штаны, съел кусок хлеба с постным супом – и доволен. А депутату здоровье, испорченное на службе народу, надо поправлять. И средства на униформу от Бриони нужны, и на икру да устрицы, и на велосипеде в Верховную Раду не поедешь.
А еще тратятся средства на содержание Президента, КабМина с министерствами, да и на местах тоже не отстают. Ведь и местные чиновники от материальной помощи да всевозможных надбавок не отказываются. Тот же одесский мэр Алексей Костусев, владелец дорогущей недвижимости и «счастливый наследник» миллионов, едва заняв свое кресло, быстренько решил вопрос об удвоении своей зарплаты с помощью всевозможных надбавок.
Добро в дефиците
Самое обидное, что если другие уязвимые категории нашего населения, те же афганцы или чернобыльцы, еще в силах протестовать и заявлять о своих правах, то старые фронтовики в силу возраста уже защитить себя не в состоянии. И переносят порой унижения, подобные тем, которые довелось испытать старику на Привозе.
А ведь и те, кто получил нормальное воспитание, тоже порой хороши. Действительно вспоминаем о ветеранах лишь по праздникам, а с каким порой недовольным лицом пропускается старик без очереди или уступается ему место в общественном транспорте? И как часто мы заходим к пожилому соседу, чтобы спросить, не нужно ли ему что-то? Или просто поговорить, послушать рассказ о былых днях, ведь старики уйдут, и рассказать уже будет некому…
Недавно ролик, выложенный казахским студентом на YouTube, взорвал Интернет. Миллионы просмотров и десятки тысяч лайков. Называют его «ролик о доброте» и в нем показано, как водители на дороге помогают людям, оказавшимся в сложной ситуации – переводят бабушку через дорогу и т.п. Хорошее видео. И комментарии к нему соответствующие. И все же, что называется, дожили. Для нас уже в диковинку нормальное, человечное отношение. И о том, что такое взаимопомощь, мы узнаем из Интернета. Одна девушка написала: «Мир не без добрых людей. Наверное, мы добра лет сто не видели, поэтому от такого чуда слезы наворачиваются на глаза». Сто лет добра не видели! А как давно сами творили добро? И может еще не поздно все исправить?
Вита Ингулова
Комментариев нет:
Отправить комментарий