3 июля 2013 г.

НАД ЧЕРНОБЫЛЕМ СНОВА ЗАВЕСА ЛЖИ?

Сколько судеб затронуты Чернобылем?
Не счесть. И вряд ли найдется хоть одна семья в Житомирской области, которую эта беда не коснулась. Минувшая весна выдалась стремительной и бурной в вопросах оздоровления данной категории граждан. Казалось бы, лед тронулся… Министерство социальной политики Украины разработало и ввело в действие новый порядок оздоровления людей, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. Широкомасштабная рекламная кампания министра Натальи Королевской прошла на ура. Если верить озвученным заявлениям, то запущенный в кратчайшие сроки проект фактически меняет подход с обеспечением путевками людей, нуждающихся в полноценном лечении и отдыхе. Иными словами, по упорядоченному реестру льготников, нынешнее лето для них обещает быть абсолютно безоблачным. Подтверждение тому многообещающие заголовки на страницах центральных изданий со ссылкой на пресс-службу Минполитики. «Люди, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС, могут выбрать санаторий для лечения за счет государства» — этой информации посвящены передовицы газет и сводки новостей.

Десятилетия борьбы за правду и свои права нас научили многому, и главные выводы по поводу новаций еще впереди.
За разъяснением, как внедряются новации на Житомирщине, мы обратились к
Н. И. Горбаченко. Врач-педиатр со стажем, вот уже семнадцатый год Наталья Ивановна руководит Центром информации и финансирования оздоровления пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС в области. Ей изнутри знакомы все лабиринты изменений, происходивших за эти годы. Тем более, по новым правилам, вся ответственность за внедрение их в жизнь возложена на регионы.

— В чем суть кардинальных изменений, выданных минувшей весной Минсоцполитики «под фанфары»?

— Как всегда, вначале было слово… И только с выдачей путевок начались новые проблемы, которые приходится разгребать на местах в молниеносные сроки: с сегодня на вчера. С приходом нового порядка в частности для нашей службы ничего не изменилось. Очереди как были, так и есть. И так же, как и раньше, ведется строгий учет в разряде категорий пострадавших. Количество желающих оздоровиться не уменьшается, впрочем, как и разнообразный букет чернобыльских болезней, с годами все больше дающий о себе знать. Чтобы как-то поправить здоровье в санатории, ликвидаторы, как это и происходило на протяжении многих лет, подают в центр заявление и справку, подтверждающую статус «чернобыльцев». По новым правилам, они должны подать еще копию паспорта. Раньше мы довольствовались только просмотром паспортных данных.
 
— В своем заявлении человек, обратившийся к нам за помощью, указывает, куда и когда он хочет поехать на оздоровление,— продолжает Наталья Ивановна.— И, опять же, совсем не факт, что в этом сезоне его желание совпадет с нашими возможностями. Буквально сегодня мы предложили «чернобыльцу» три путевки, но ни одна из них не подошла ему по профилю. Главенствующим фактором, как всегда, остаются рекомендации врача. Практически у «чернобыльцев» есть выбор без выбора. И такая ситуация повторяется из года в год. Парадоксально, но факт: «чернобыльцы» первой категории, положившие на алтарь Украины свое здоровье, в этом году, по новым введенным правилам, больше всех оказались ограничены в возможностях его поправить. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Оздоровительный круг сузился, и инвалиды-"чернобыльцы" оказались чужими на обещанном празднике жизни. Санатории пока не готовы принять их по профилю, вследствие чего им остается только ждать и не роптать. Новые правила не учли такой важный фактор, как дальнее расстояние, одолеть которое «чернобыльцам» первой категории не под силу. А Дениши, отремонтированные за целевые чернобыльские деньги, как и все три предыдущих года, оказались для них закрытыми. Так же, как и Моршин, Миргород, Трускавец, Закарпатье и Крым. Причина кроется в пресловутых тендерах, которые, возможно, хороши для закупки дров, а при приобретении путевок играют против «чернобыльцев». Мысль вывести путевки из торгов была, но так и не материализовалась, и все пошло своим чередом. Тендер выиграло другое оздоровительное учреждение, а наши «чернобыльцы», к сожалению, оказались за бортом. Галина Коренная на селекторной связи по поводу незаслуженно обиженных «чернобыльцев» первой категории обратилась за разъяснениями к самой Наталье Королевской. Но пока вопрос завис в воздухе и все мы находимся в режиме ожидания.
 
— Что можно сделать, чтобы ситуация впредь не повторялась?

— Пока не будут внесены изменения в закон и путевки для пострадавших будут предметом торга, ситуация не изменится. Для многих «чернобыльцев» четвертой категории оздоровление, по всей видимости, тоже отойдет в небытие. Раньше мы финансировали их так же, как и ликвидаторов третьей категории, по остаточному принципу. Только «чернобыльцы» категории 3А платили за отдых 30% от стоимости путевки. Остальные оздоравливались бесплатно. Это не значит, что им доставались худшие путевки. Просто, как я уже говорила, для первой и второй категории больше ограничений с точки зрения медицины. Большие расстояния — враг для больных людей. Поэтому, как правило, санатории, расположенные в Донецкой, Луганской и Днепропетровской областях, мы со спокойной совестью отдавали для отдыха другим категориям «чернобыльцев». Еще раз повторюсь — без всяких доплат. В результате новых правил они лишены таких привилегий. Расширение для них границ выбора машинально сузило возможность оздоровиться «чернобыльцам» 4-й категории. При 50-процентной оплате путевки для многих нуждающихся отдых остается за чертой досягаемости.
 
— Министерство соцполитики обещает, что отныне и навсегда будет упорядочена очередь в получении путевок. Соответствует ли такое заявление действительности?

— Опять же, ничем не могу вас порадовать. В порядке очереди все хорошо прописывается только на бумаге: пункт за пунктом, слово за словом. На самом деле как таковая очередь у нас априори не может существовать. Есть упорядоченные списки, есть реестр по квалификации заболеваний и есть жизненные реалии, которые диктуют свои условия. В результате чего, например, номер 50 в очереди может поехать оздоравливаться раньше номера 20, если рекомендации врача совпадут с наличием путевки по его профилю. В порядке живой очереди можно попасть только на прием к медицинскому работнику, определяющему судьбу «чернобыльца». Главное для нас не номер по порядку в очереди, а принцип «не навредить». Сколько «чернобыльцев», столько и болезней, а отведенных для них санаториев всего 67, и от этой цифры нам приходится плясать. Иногда «чернобыльцу» первой категории не подходит ни один из них, и тогда ему остается только ждать и пропускать следующих по списку, кому по состоянию здоровья не противопоказаны имеющиеся в наличии учреждения.
 
За «чернобыльцами» право на получение путевки автоматически сохраняется три года. А дальше нужно просто обновить справки и ждать подходящего момента. Теперь правила для «чернобыльцев» немного ужесточились. Скажем, если ликвидатор не успел подать документы до 15 октября, то он лишается своего места в списках. Раньше мы могли закрыть глаза на такие мелочи, а теперь это невозможно.
 
— Тем не менее, несмотря на ужесточение правил, вся ответственность за выполнение новаций и сроки их реализации возложена на регионы. Успела ли Житомирщина подать документацию в нужные сроки?

— Мы со своей задачей справились. На грани нервного срыва, но не подвели. Чего не могу сказать о центре. И здесь, как всегда, не обошлось без неожиданностей. Разнарядку на оздоровление в Трускавце мы получили 13 июня, а 14 июня уже ожидался заезд. Для любого человека, обремененного семьей, собраться в считанные часы проблематично. Тем более что существует и загвоздка с приобретением билетов. Ситуация разрешилась только благодаря разумной позиции администрации санатория в Трускавце. В результате договоренности для наших «чернобыльцев» продлили заезд до 16 числа. С санаторием «Борисфен», который находится в Очакове, практически та же история. Путевки есть, а билетов в южном направлении нет. И опять администрация этого учреждения пошла нам на уступки, проявив здоровую инициативу: 40 человек благополучно отбыли на отдых. За житомирскими «чернобыльцами» очаковцы прислали комфортабельный автобус, взяв на себя расходы по доставке в один конец.
 
— Есть еще одна особая категория пострадавших. Это чернобыльские вдовы, которым в новом порядке также отведено значительное место…

— В порядке, может, оно и отведено, а вот в санаторно-курортном оздоровлении — нет. К сожалению, если в семье только муж был «чернобыльцем» 1-й категории, то после его смерти вдове выдается удостоверение, по которому ей сохранена лишь часть льгот. В том числе оплата коммунальных услуг. Привилегией по обеспечению путевками она не пользуется. Не положена для чернобыльских вдов такая льгота.
А в остальном никаких изменений. Как работали в авральном порядке, так и трудимся, обслуживая практически всю область. Только жители из восьми пострадавших районов могут обратиться за путевкой по месту своего жительства. Остальные идут к нам. По мере своих возможностей мы стараемся максимально удовлетворить их интересы. В Украине мы остались единственные, кто не сдался. Открылись мы первые, потом нашему примеру последовали еще шесть областей, но как-то незаметно растаяли в чернобыльской дымке, и мы снова единственные. И подход у нас остается человеческим — и при старых, и при новых правилах.

1 комментарий:

  1. Анонимный05.07.2013, 12:34

    И опять вопрос за вдов поднимается...
    Не всех ликвидаторов могут обезпечить путевками, а тут еще и вдов после смерти мужа нужно развлекать по курортам!

    ОтветитьУдалить