Каков порядок введения в Украине чрезвычайного полжения и что оно может означать, рассказала ЮРЛИГЕ юрист Виктория Пташник.
В связи с событиями на Евромайдане в Украине возникла возможность введения чрезвычайного положения. В частности, сегодня Верховный Совет АРК даже обратился к Президенту Украины Виктору Януковичу, в котором призвал принять все доступные меры для восстановления общественного порядка, вплоть до введения чрезвычайного положения.
Правовой режим чрезвычайного положения, порядок его введения и прекращения, особенности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях чрезвычайного положения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц и ответственность за нарушение требований или невыполнения мероприятий правового режима чрезвычайного положения регулируются Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» (далее - Закон), рассказала ЮРЛИГЕ адвокат, партнер ЮФ «Дроит» Виктория Пташник.
В связи с событиями на Евромайдане в Украине возникла возможность введения чрезвычайного положения. В частности, сегодня Верховный Совет АРК даже обратился к Президенту Украины Виктору Януковичу, в котором призвал принять все доступные меры для восстановления общественного порядка, вплоть до введения чрезвычайного положения.
Правовой режим чрезвычайного положения, порядок его введения и прекращения, особенности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях чрезвычайного положения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц и ответственность за нарушение требований или невыполнения мероприятий правового режима чрезвычайного положения регулируются Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» (далее - Закон), рассказала ЮРЛИГЕ адвокат, партнер ЮФ «Дроит» Виктория Пташник.
Чрезвычайное положение - это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата госвласти или изменения конституционного строя путем насилия, и предусматривает предоставление соответствующим органам госвласти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угроз и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов госвласти и органов местного самоуправления, защиты конституционного строя, а также допускает временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юрлиц с указанием срока действия этих ограничений.
Среди условий введения чрезвычайного положения предусмотрены, в частности, следующие:
- осуществление массовых терактов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения,
- возникновение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- возникновение массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, что ограничивает их права и свободы,
- попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия;
- необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
Ст. 5 Закона четко устанавливает порядок введения чрезвычайного положения. Предложение относительно введения чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях на указанных выше основаниях Президенту Украины подает Совет национальной безопасности и обороны Украины.
Президент сначала должен обратиться через СМИ или иным способом к группе лиц, организаций, учреждений, которые являются инициаторами или участниками действий, которые могут быть поводом для введения чрезвычайного положения, с требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока и предупреждением о возможности введения чрезвычайного положения. При этом, Закон допускает также введение чрезвычайного положения без такого предупреждения - при условиях, требующих неотложных мер по спасению населения или недопущению гибели людей, отмечает В.Пташник.
После такого предупреждения (в случае его наличия) Президент издает Указ, который подлежит обязательному утверждению Верховной Радой Украины. Для такого утверждения отведен срок в 2 дня с момента обращения Президента.
Как отмечает юрист, данное требование устанавливается как ст. 5 Закона, так и п. 31 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины, которая определяет полномочия ВР.
«Поскольку Конституция относит утверждение Указа Президента о введении чрезвычайного положения к полномочиям Верховной Рады Украины, устанавливая при этом и четкий срок, любые другие трактовки порядка введения чрезвычайного положения, которые исключают участие в этой процедуре Верховной Рады, будут противоречить Конституции Украины», - обращает внимание В.Пташник.
Поэтому в случае, если Верховной Радой в течение установленного срока не будет утвержден Указ Президента Украины, чрезвычайное положение можно считать не введенным.
В соответствии со ст. 7 Закона, чрезвычайное положение в Украине может быть введено на срок не более 30 дней, и не более 60 суток в отдельных ее местностях. В случае необходимости чрезвычайное положение может быть продлено Президентом, но не более чем на 30 суток. Указ Президента о продлении действия вступает в силу также после его утверждения ВР.
Что может означать введение чрезвычайного положения?
- Установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение.
- Ограничение движения ТС и их досмотр.
- Усиление охраны общественного порядка.
- Запрет проведения массовых мероприятий, запрет забастовок.
- Введение комендантского часа.
- Проверка документов у граждан, а в необходимых случаях - проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан.
- Запрет изготовления и распространения информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку.
- Регулирование работы гражданских теле- и радиоцентров, запрет работы любительских радиопередающих средств и радиоизлучающих устройств личного и коллективного пользования.
- Особые правила пользования связью и передачи информации через компьютерные сети.
- Постановка вопроса о запрете деятельности политических партий, общественных организаций в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей и т.п.
В.Пташник также отмечает, что Закон устанавливает гарантии законности в условиях чрезвычайного положения, к которым относится, в частности: запрет изменения Конституции, избирательных законов, проведения выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления.
Источник: ЮРЛИГА
Комментариев нет:
Отправить комментарий