24 декабря 2013 г.

Бюджет-2014: без роста пенсий и зарплат

Фото УП
"Чтобы прочесть бюджет, мне нужно минут сорок. Просто не все умеют читать документы такого сорта! Вот я умею".

Так хвастается бывший заместитель главы бюджетного комитета, депутат от Партии регионов Владислав Лукьянов.

Умение оперативно пролистывать свыше 400 страниц проекта госбюджета и видеть в нем главное - конкурентное преимущество любого народного депутата.

Для особой эффективности также важно успеть оформить необходимую поправку к документу и уговорить главу бюджетного комитета ее учесть. Кто сумеет это сделать в сжатые сроки - молодец.

Не исключено, что проект госбюджета будет принят уже до конца текущей недели.

На том, чтобы это произошло до конца 2013 года, настаивает президент Виктор Янукович. Об этом он заявил по итогам совещания с премьер-министром Николаем Азаровым и председателем Верховной рады Владимиром Рыбаком.

"Такого у нас еще не было, когда уже готовый бюджет, и сегодня государство ожидает финансирования, а мы не имеем этого документа", - отметил Янукович.

По его мнению, можно было бы продолжить парламентскую сессию и на этой неделе "не отдыхать, а работать". "Так мы всегда делали, кстати. В последнюю неделю перед Новым годом мы принимали бюджет", - вспомнил он.

Желание президента может существенно подорвать планы депутатов, многие из которых уже купили билеты в жаркие страны, а многие - уже там.

Бюджетный процесс заморозили в предпоследний день парламентской сессии. Депутаты приняли постановление, которым перенесли утверждение проекта на 2014 год и определили процедуру подготовки документа.

Согласно постановлению, 16 января Рада должна рассмотреть и принять законопроект о госбюджете-2014 в первом чтении и в целом. До этого все предложения и поправки депутатов коллекционирует бюджетный комитет. Не исключено, что президент переиграет этот сценарий.

Тем временем помощники нардепов продолжают анализировать документ и направлять в профильный комитет предложения и поправки, большая часть из которых будет традиционно проигнорирована.

"Главное и основное: правительство закладывает мину долгого действия и открывает шлюзы для накапливания скрытого госдолга", - подчеркивает бывший исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский.

Он обращает внимание на то, что согласно проекту госбюджета-2014, Кабмин получает право оформлять задолженность по возмещению НДС, накопленную на 1 января 2014 года, пятилетними векселями под 5% годовых.

При этом финансовыми векселями может быть погашена бюджетная задолженность бюджета-2013 по расчетам с поставщиками товаров и услуг по статьям расходов, которые определит Кабмин. Точные суммы долга по НДС и перед поставщиками определит правительство отдельным постановлением.


За реализацию этой схемы финансирования текущих долгов и платежей экономический блок правительства под руководством вице-премьера Сергея Арбузова боролся весь год и пока добился своего.

Кроме того, через вексельную схему Кабмин сможет погасить задолженность по компенсации разницы в тарифах. Закон, запускающий механизм "тепловых" финансовых векселей, Рада предусмотрительно приняла в конце октября.

Речь идет о больших суммах: на 1 сентября 2013 года долг составлял около 8 млрд грн, а с разницей в тарифах на тепловую энергию - 10,6 млрд грн.

"Мне никогда не нравились вексельные схемы финансирования расходов госбюджета, как и необеспеченные ценные бумаги. Ошибки государства мы перекладываем на того, с кем рассчитались, и кто потеряет в результате дисконта", - говорит Лукьянов. Дальше - больше.

На фоне острого дефицита средств Кабмин выделяет деньги для запуска Украинского банка реконструкции и развития под управлением Минфина.

По информации источника ЭП в Кабмине, проект закона №3445, принятый в первом чтении, планируют рассмотреть в первые дни открытия сессии Рады после зимних каникул, чтобы окончательно легализовать статус банка.

"Степень самоуверенности банка власти высока. Закон еще не утвержден, а в проекте бюджета уже предусмотрено 5 млрд долл для его капитализации", - говорит член финансового комитета, депутат от "Батьківщини" Степан Кубив.

Формально для выделения денег банку развития все готово.

Летом Кабмин передал Минфину полномочия по управлению корпоративными правами государства. Он также установил, что уставной капитал банка может формироваться за счет средств госбюджета, облигаций внутреннего госзайма, купленных в обмен на акции дополнительной эмиссии Банка развития.

На этот банк не будут распространяться условия, установленные НБУ касательно обязательных экономических нормативов и лимитов открытой валютной позиции, нормативов обязательного резервирования средств.

"С учетом громкого задания "банка развития" - предоставлять долгосрочные кредиты - возникает простой вопрос: из каких источников банк будет привлекать ресурсы? Тем более, в стране уже есть два госбанка: три национализированных, санационный и земельный. Для чего еще один?" - недоумевает Кубив.

Кроме того, как следует из проекта госбюджета-2014, из сотен государственных целевых программ правительство профинансирует только 54 на общую сумму 13 млрд грн. Из них 7 млрд грн пойдут на целевую программу поддержки села.

По остальным целевым программам 6 млрд грн бюджетного финансирования размазано тонким слоем. Правительство заметно сократило ресурсы, которые в 2014 году будут выделены на инфраструктуру, в частности, на строительство дорог. Капитальные расходы сводного бюджета сокращены в 1,5 раза.

Темпы роста минимальных зарплат и социальных стандартов пока не очень высоки и находятся в пределах 6-8%. Ближе к концу 2014 года они немного подрастут, если Кабмину удастся привлечь дополнительный ресурс.

Как следует из заключительных положений проекта госбюджета, Кабмин оставляет за собой право пересмотреть бюджет по результатам первого полугодия и повысить соцвыплаты, если будут деньги.

Таким образом правительство монтирует в госбюджете "предвыборный" рычаг, с помощью которого при необходимости и возможности можно будет включить активную предвыборную кампанию по повышению соцвыплат.

Пока же Азаров пообещал увеличить соцстандарты на 18%. "Определенно, повышение состоится во втором полугодии и станет своеобразным предвыборным подкупом избирателей", - говорит зампред парламентского комитета по вопросам труда и соцполитики Павел Розенко.

По его словам, проект госбюджета ясно показал другое: социальные стандарты не будут повышены в три этапа, о чем на днях заявил премьер.

"Это обман. С 1 января стандарты не будут повышаться. Уровни минимальной зарплаты, минимальной пенсии и прожиточного минимума останутся теми же, что и в 2014 году. Повышение соцстандартов произойдет дважды: 1 июля и еще одно незначительное - 1 октября 2014 года", - подчеркивает Розенко.

Сомнения, по словам депутата, вызывает и задекларированный премьером приоритет поддержки регионов. Как следует из проекта госбюджета-2014, трансферты местным бюджетам увеличены лишь для финансирования задач, определяемых на центральном уровне и не влияющих на местную автономию.

При этом центральная власть намерена изъять больше средств из Донецкой, Луганской, Днепропетровской областей и Киева, снизив тем самым заинтересованность местных властей в развитии территорий.

"Как депутату от Шахтерска мне это не нравится. Региональные перекосы в финансировании - одна из причин, почему возникло желание разобраться с проектом бюджета и перенести сроки его принятия", - говорит Лукьянов.

"Если мы видим, что местные бюджеты увеличены на 14,8 млрд грн, то хотим понимать, за счет чего это произошло", - добавляет депутат.

Национальный Фонд регионального развития, предусмотренный проектом бюджета как альтернативный источник финансирования нужд регионов, имеет слишком непрозрачный механизм распределения средств между регионами.

Источник: http://www.epravda.com.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий