Украина невиданными темпами наращивает государственный долг, гораздо быстрее, чем успевает зарабатывать. Причем каждое следующее правительство делает это быстрее предыдущего и поэтому обходится гражданам все дороже и дороже.
С 31 декабря 2009 года по 31 декабря 2013 года прямой государственный долг Украины увеличился на 272,404 млрд. грн. (с 226,996 до 502,4 млрд. грн.). Рост составил 2,2 раза. Скорость одалживания – по 5,74 млрд. грн. в месяц или в 5 раз быстрее, чем правительство Тимошенко. Те брали кредиты со скоростью в 1,05 млрд. грн. в месяц.
Но даже достигнутых темпов для правительства Азарова показалось недостаточно и в ход пошли корректировки законодательства. Законом № 715-VII «О внесении изменений в закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2013 г.» величина предельного размера госдолга Украины в 2013 г. была поднята до 502,4 млрд. грн. (по состоянию на 30 ноября 2013 года размер прямого государственного долга составлял 453,349 млрд. грн.). Таким образом, общий объем заимствований в декабре должен составить 49,051 млрд. грн. или почти 15% от доходной части госбюджета на 2013 год, что является абсолютным рекордом ежемесячных заимствований.
С 31 декабря 2009 года по 31 декабря 2013 года прямой государственный долг Украины увеличился на 272,404 млрд. грн. (с 226,996 до 502,4 млрд. грн.). Рост составил 2,2 раза. Скорость одалживания – по 5,74 млрд. грн. в месяц или в 5 раз быстрее, чем правительство Тимошенко. Те брали кредиты со скоростью в 1,05 млрд. грн. в месяц.
Но даже достигнутых темпов для правительства Азарова показалось недостаточно и в ход пошли корректировки законодательства. Законом № 715-VII «О внесении изменений в закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2013 г.» величина предельного размера госдолга Украины в 2013 г. была поднята до 502,4 млрд. грн. (по состоянию на 30 ноября 2013 года размер прямого государственного долга составлял 453,349 млрд. грн.). Таким образом, общий объем заимствований в декабре должен составить 49,051 млрд. грн. или почти 15% от доходной части госбюджета на 2013 год, что является абсолютным рекордом ежемесячных заимствований.
Может быть, заемные средства были необходимы для финансирования крупных инфраструктурных объектов, например, Днепропетровского метрополитена? Не похоже, поскольку даже зарплату оставшимся ста с небольшим рабочим не платят почти полгода. Или, может быть, деньги ушли под социальные программы? Не может, – ответят пенсионеры, безработные, льготники и другие социально незащищенные категории населения.
Впрочем, это не мешает Кабмину сделать их активными участниками процесса: каждый украинец (включая новорожденных и умирающих) уже должен по обязательствам правительства более 11 тыс. грн. И это только по прямому госдолгу, а есть еще госгарантии, что в сумме увеличивает долг каждого примерно до 18 тыс. грн. В общем, «покращили кожного»…
Что же заставляет правительство поступать таким образом? Есть, как минимум, два очевидных ответа на этот вопрос. Во-первых, банальное воровство, которое литературно называют коррупцией. А, во-вторых, – непрофессионализм, то есть неспособность и нежелание выполнять свои обязанности. Причем, если принять во внимание, что разворовывание государственных средств признано на государственном уровне главной угрозой государству и поэтому решено сделать борьбу с воровством главным приоритетом государственной политики, то о втором – молчок. Но как можно называть работу Кабмина, который допустил такую ситуацию, что в 2013 году Государственный бюджет Украины недополучил 32,4 млрд. грн.?
Вместо запланированного роста доходов на 12,2%, их прирост составил всего 1%. При этом органы Государственной налоговой службы уменьшили поступления на 1,9 %, таможенной службы – на 3,5%. Однако рекордные перечисления совершил Национальный банк Украины – 28,3 млрд., что на 20% больше предыдущего года. По итогам года НБУ дал почти 10% поступлений в общий фонд госбюджета.
Но и это не помогло. За несколько дней до завершения года правительство и правящее большинство Верховной Рады провели корреляцию бюджета, уменьшив доходы на 19,4 млрд. грн. (до 304,5 млрд.) и приблизили цифру к цифре исполнения бюджета. Это говорит о том, что и планирование, и исполнение бюджета имеют очень мало общего с научными, объективными основами управления экономикой и финансами государства.
Нечто подобное Кабмин пытается протащить и в 2014 году. Несмотря на серьезные бюджетные и долговые вызовы, правительство не намерено заниматься их решением, а будет продолжать планирование нереальных доходов. В правительственном проекте Государственного бюджета Украина на 2014 год рост доходов запланирован почти на 20%. А это чревато новыми многомиллирдными долгами, которые придется брать для покрытия дефицита.
Источник: Новый формат
Комментариев нет:
Отправить комментарий